Проблемы литератур Дальнего Востока

268 Проблемы литератур Дальнего Востока человеческой деятельности и участвовать в ней с особой точки зрения женского пола, который уникально сконструирован как таковой» [6, с. 75]. Таким образом, женское сознание в литературе следует рассматривать в конкретных историческом и социально-идеологическом контекстах, в которых пишут женщины-писательницы. Исследователь современной китайской литера- туры Чэнь Сяомин отмечает, что более ярко женское сознание находит отраже- ние в повести Чжан Цзе «Плот» ( 《方舟》 , 1981). Главная героиня повести Цянь Лян сталкивается с внутренним конфликтом. Она завидует красивой внешности и молодости скрипачки из ее команды. Цянь Лян разрывает противоречивое же- лание быть женщиной и профессионалом. Она чувствует себя неполноценной матерью и в то же время не может представить себе жизнь без карьеры. Внутрен- ний конфликт и сомнения присущи и двум другим героиням, живущим в той же квартире. Этим женщинам приходится сталкиваться с последствиями развода, а также с проблемами, вызванными возрастом и болезнями. Сделав акцент на бедственном положении и внутренних дилеммах трех женщин, Чжан Цзе таким образом проецирует женскую субъективность как форму коллективного жен- ского сознания. Однако, по мнению Чэнь Сяомина, первой писательницей с ярко выражен- ным самосознанием является Цань Сюэ, чьи героини не принимают окружа- ющий мир, а подстраивают его под свое сознание и чувства [4, с. 353]. Данное предположение является довольно неоднозначным, как и само творчество Цань Сюэ, особенно ранние работы. В сюрреалистических рассказах Цань Сюэ («На пустыре», «Буйвол») женские персонажи слабы и пассивны, зачастую находясь в плену кошмаров или пугающих галлюцинаций, и судьбу героинь приходится интерпретировать самому читателю. Женское сознание в работах Цань Сюэ не проявлено так ярко, как у Чжан Цзе, однако можно предположить, что сам факт наличия внутренних страхов и кошмаров героинь как их личного опыта Чэнь Сяомин и принимает за женское видение, хотя стиль и язык Цань Сюэ опреде- ленно находится за гранью гендера. Одна из ведущих современных писательниц Ван Аньи, чье творчество отли- чает глубокий психологизм, также нетрадиционно отражает женское сознание в своих произведениях. На примерах романов Ван Аньи «Песнь о бесконечной тоске» ( 《长恨歌》 , 1995) и «Фу Пин» ( 《富萍》 , 2000), где главным героем является Шанхай середины прошлого века, на фоне раскрывается история главной герои- ни вместе с рядом острых социальных проблем. В связи с тем, что писательницы 1980-х годов представили новый образ ге- роини, осознающей свою ценность как женщины и также исследующей свой внутренний мир, это привело к тому, что многие западные исследователи при- числили их творчество к феминистическому [8, р. 415]. Однако данную точку зрения нельзя назвать правильной по нескольким причинам. Во-первых, термин «феминизм» на китайском ( 女性主义 ) имеет свою специфику, сильно отлича- ясь не только от западного, но и островного тайваньского феминизма [9, с. 358]. Специалисты отмечают, что данный термин звучит довольно двусмысленно, так

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=