Проблемы литератур Дальнего Востока

267 3. Пути развития китайской литературы в XX и XXI веках китайской прозы на «мужскую» и «женскую» по гендерным признакам, так как далеко не все тексты авторов-женщин являются феминными по своему стилю. Социологи Кэндис Уэст и Дон Х. Циммерман в своей статье 1987 г. впервые определили гендер как комплексную систему межличностного взаимодействия, посредством которой создается, утверждается и воспроизводится представле- ние о мужском и женском как базовых категориях социального, исторического и культурного порядка [2, с. 129]. Под «гендерной проблематикой» подразумева- ются вопросы, связанные с репрезентацией в культуре и литературе следующих тем: сексуальность, брак, семья, дом, социальные отношения полов. Китайские литературоведы отмечают, что только в середине — конце 1980-х гг., когда в ки- тайской литературе возникло персонализированное повествование, у женской литературы появились явные гендерные черты, одной из которых является «женское сознание», что является ключевой отличительной чертой произведе- ния писательниц от работ авторов-мужчин, особенно на тему любви [4, с. 211]. Под «женским (само)сознанием» (女性意识) в широком смысле подраз- умевается как женское/феминистическое сознание, внутренний мир, так и не- посредственно жизненный опыт женщины. Судя по работам китайских ученых, данный термин отличается гибкостью и адаптируемостью в том случае, когда ра- боты писательниц в плане содержания и стиля рассматриваются с точки зрения гендера. В частности, Жэнь Иминь считает, что женщина-писатель не может не осознавать тот факт, что она пишет как женщина. Женское сознание будет опре- делять ее художественный стиль. Женщина-писатель всегда будет чувствовать, переживать и рассматривать судьбу людей и судьбу женщин со своей гендерной принадлежности [5, c.159]. Таким образом, женское сознание является неотъем- лемой частью женского письма и определяет его художественные характеристи- ки. Другой китайский исследователь, Юй Цин, указывает, что женское сознание социально детерминировано. По его мнению, пока сохраняются социальные факторы, определяющие женский пол, гендерное сознание, как и гендерная ли- тература, не исчезнут [6, с. 68]. Юй Цин подчеркивает, что женское сознание ут- верждает важность жизненного опыта женщины, который является ключевым параметром, отличающим произведения авторов-женщин от мужчин [6, с. 69]. Однако будет ошибочно утверждать, что все писательницы показывают женское сознание в своих произведениях по одному и тому же образу и подо- бию. Более того, китайские литературоведы в конце 1980-х гг. разделили женское на традиционное и современное. «Современное женское сознание» можно пони- мать как в узком, так и в широком смысле. Например, китайский критик Ду Фан- цинь определяет его как «женскую оценку, чувства и признание женских экзи- стенциальных ценностей, морали и эстетической деятельности, когда женщина выступает в качестве мыслящего, чувствующего и познавательного субъекта» [7, р. 378]. В широком смысле современное женское сознание включает в себя ген- дерный способ видения. Как отмечает Юй Цин, «женское сознание направлено на то, чтобы войти в общую человеческую концепцию объективного мира с осо- бой точки зрения женского субъекта, а также увидеть и принять участие в обще-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=