Проблемы литератур Дальнего Востока

266 Проблемы литератур Дальнего Востока Уже в течение долгого времени женская проза, отличающаяся яркой само- бытностью, является одним из лидирующих направлений современной китай- ской литературы, привлекая внимание ведущих исследователей как в западной, так и в отечественной синологии. Однако несмотря на довольно внушительное количество публикаций по женской литературе, где с 1990-х гг. лидерство со- храняют американские исследователи, много аспектов в данной области по- прежнему остаются нераскрытыми, что связано с особенностями методоло- гии исследования китайской женской литературы и наличием ряда спорных вопросов. Если говорить о литературе республиканского Китая, то лишь нескольким писательницам, в частности Дин Лин ( 丁玲 , 1904–1986), Бин Синь ( 冰心 , 1900– 1990), Сяо Хун ( 萧红 , 1911–1942) и Чжан Айлин ( 张爱玲 , 1920–1995), удалось до- биться признания и популярности в литературном мире и печатной культуре, где доминировали мужчины. Большинство исследователей сходятся во мнении, что полноценное развитие профессиональной женской литературы ( 女性文学 ) в Китае пришлось на 1980-е гг., когда группа ярких писательниц в лице Чжан Цзе ( 张洁 , 1937–2022), Цань Сюэ ( 残雪 , род. 1953), Те Нин ( 铁凝 , род. 1957), Ван Аньи ( 王安忆 , род. 1954) составила успешную конкуренцию авторам-мужчинам. Дан- ный факт напрямую связан с социально-культурными изменениями, произо- шедшими в китайском обществе, благодаря которымженщины получили больше прав, чем в период Республики. Именно с этого периода исследователи (в число которых входили и женщины) поставили цель установить коллективную иден- тичность женщин-писательниц и определить их отличие от писателей-мужчин. Стоит отметить, что попытка выявить гендерные особенности мужской и жен- ской китайской литературы впервые была предпринята еще в республиканский период: Чэнь Шуньсинь сравнивает тексты писателей и писательниц и приходит к выводу, что мужскую литературу можно охарактеризовать как авторитетную, разумную и коллективную, женской литературе же в свою очередь присуща из- лишняя эмоциональность и индивидуальное начало [3, с. 135]. В свою очередь литературовед Чжао Мэй утверждает, что женщины-писательницы 1980-х гг. как группа были первыми, кто радикально порвал с предыдущей литературной традицией, успешно разрушив доминирующую условность социальных и поли- тических тем в художественной литературе при помощи женского самосознания [1, с. 34]. Таким образом, именно с женской литературой 1980–1990-х гг. связывают термин «женское (само)сознание», хотя женский взгляд, безусловно, занимает важное место в женской литературе еще со времен республиканского Китая, на- пример в рассказах Дин Лин «Мэнкэ» ( 《梦珂》 , 1927) и «Дневник Софьи» ( 《莎 菲女士的日记》 , 1928), как и в творчестве другой выдающейся писательницы се- редины прошлого века, Чжан Айлин, оказавших большое влияние на формиро- вание китайской женской и психологической прозы, что позволяет поднять во- прос о наличии «женской традиции» в современной китайской литературе. Еще одним актуальным вопросом является правомерность разделения современной

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=