Проблемы литератур Дальнего Востока

249 2. Новые вопросы изучения классической китайской литературы… щественно через Дуньхуан на территорию современной провинции Сычуань , а затем речным путем). В период правления ханьского Сянь-ди (181–234) из го- сударства тохаров, спасаясь от смуты, в Цзянье прибыл монах Чжи Цянь, при- знанный императором Сунь Цюанем в качестве наставника и знатока канони- ческой литературы . Им было переведено 48 цзюаней буддийских текстов. Стоит также отметить, что, строго говоря, Чжи Цянь был скорее упасакой ( цзюйши ) , а не принявшим постриг членом монашеской общины . Что касается развития буддизма при недолговечной «династии падающих звезд» Суй, японский буддолог Сигэо Камато писал: «Около 600-го года, то есть с конца периода Южных и Северных династий и до эпохи Суй, китайский буд- дизм не только утвердился в качестве независимой религии, но и смог превзой- ти оригинальное индийское учение» [28, c. 22]. С наступлением великолепной эпохи Тан буддизм получил широкое распространение в Китае и за его преде- лами благодаря рукописной традиции, отражающей важные характеристики буддизма, в особенности китайского , как одной из «мировых религий». В 201 0  г. в Национальном музее города Нара прошла выставка «Великое посольство в Ки- тай», на которой, в частности, были показаны два рукописных варианта «Сад- дхарма-пундарика сутры» ( Фахуа цзин , 法華經 ) эпохи Тан из Мемориального музея Мицуи и Национального музея Киото (обе были «дворцовыми сутрами» из Чанъаня, написанными примерно в одно время, однако разными переписчи- ками). Если говорить более конкретно, то рукописи были созданы в период со второго года правления под девизом Сяньхэн (671) по второй год под девизом Ифэн (677) при императоре Гао-цзуне переписчиками из Совета двора, ведом- ства дворцовой библиотеки и императорского книгохранилища Хунвэньгуань. Впоследствии тексты распространились как внутри, так и за пределами страны («Саддхарма-пундарика сутра» была найдена также при раскопках в Дуньхуа- не). Кроме того, на той же выставке в Нара были продемонстрированы рукописи третьего и четвертого цзюаней «Фахуа и шу» ( 法華義疏 , «Комментарий к смыслу Саддхарма-пундарика сутры»), написанные в период Асука (538–710), возмож- но, рукой самого принца Сетоку Тайси 9 . Сам автор данной статьи в последний раз имел возможность наблюдать средневековую китайскую рукопись буддийского текста в декабре 2019 г. во вре- мя участия в Международном симпозиуме по гуманитарным исследованиям Ки- отского университета на тему «Вспомогательные книги вэй шу и ханьское кано- новедение», на котором вместе с профессором Сюй Синъу выступал в качестве представителя Нанкинского университета. После симпозиума участники могли ознакомиться с собранием музея Фудзи Юринкан, где автор по ходатайству про- фессора Сюй сфотографировал фрагмент рукописи пятого цзюаня «Арьявача- пракарана шастры», созданной в 22-м году правления под девизом Чжэньгуань (648) и поступившей в музей из коллекции Ли Шэндо (рис. 2). 9  В каталоге выставки рукописям «Саддхарма-пундарика сутры» и «Комментария к смыс- лу Саддхарма-пундарика сутры» присвоены номера 71, 72, 92.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=