Проблемы литератур Дальнего Востока
244 Проблемы литератур Дальнего Востока конфуцианства импульсом для проведения исследований . Среди них можно на- звать «Лунь юй и шу» ( 論語義疏 , «Комментарий к смыслу “Лунь юя”»), «Гувэнь Сяо цзин кунчжуань» ( 古文孝經孔傳 , «Комментарий к древнему тексту “Сяо цзин”») под редакцией Дадзай Сюндая, «Цицзин Мэн-цзы каовэнь» ( 七经孟子 考文 , «Критическое исследование и исправление семи канонов Мэн-цзы») Канаэ Ямая и т. д., вошедшие впоследствии в «Сыку цюаньшу» ( 四庫全書 , «Полное со- брание книг по четырем разделам»). В период Средневековья в Китае на раннем этапе широко использовались записи на бамбуковых планках, однако в «Исследовании записей на деревянных и бамбуковых планках» ( Цзяньду цзяньшу као , 簡牘檢署考 ) Ван Говэя сказано: «Когда началось и до какого периода длилось использование деревянных доще- чек для письма? Границы определить сложно» [15, c. 104]. В общих чертах можно предположить, что их применение начало постепенно упраздняться уже в конце эпохи Цзинь (265–420) и окончательно прекратилось примерно к концу эпохи Южных и Северных династий. Из этого следует, что главным носителем конфу- цианской и буддийской литературы в Средние века в Китае все же были именно рукописи. Согласно анализу, проведенному в «Исследовании процесса изменений в си- стеме китайской книгописи» Ма Хэна, можно выделить три этапа развития кни- гописи в Китае по применяемым в ней материалам: 1) бамбук и дерево: с момента появления письменности до III–IV вв.; 2) шелк: с VI в. до н. э. до V–VI вв.; 3) бумага: с II в. по настоящее время [16, c. 264]. Данная классификация, предложенная Ма Хэном, в основном получила при- знание научного сообщества 5 . При этом главными материалами для культуры китайских средневековых рукописей в основном являются шелк и бумага, ука- занные выше в пунктах 2 и 3. Приведем в качестве примера город Нанкин, в котором живет и работает автор настоящей статьи. Большая часть литературы, входящей в библиографи- ческий раздел «Суй шу» ( Суй шу цзиньцзи чжи , 隋書經籍志 ), происходит из древ- него города Цзянькан (столица династии Восточная Цзинь и Южных династий, в черте современного Нанкина). В Цзянькане в конце периода правления дина- стии Чэнь (557–589) хранилось большое количество редких и уникальных экзем- пляров книг, что послужило основной поддержкой для развития науки в эпохи Суй и Тан. В то время в данном регионе собрания литературы подразделялись на два типа — официальные и частные. Официальные собрания хранились ве- домством дворцовой библиотеки и прочими ведомствами, а структура книго- хранилищ имитировала ханьскую и включала такие отделы, как Палата камен- 5 Цань Цуньсюнь в «Книгах из бамбука и шелка» в основном соглашается с классифика- цией Ма Хэна, однако дополняет его следующим образом: «Период использования бамбуковых планок был несколько дольше, а применение шелка началось раньше. Поэтому время одновре- менного использования бамбука и шелка достигало 1000 лет, шелк и бумага в качестве писчих материалов сосуществовали на протяжении 500 лет, бамбук и бумага — около 300 лет» [17, c. 72].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=