Проблемы литератур Дальнего Востока

242 Проблемы литератур Дальнего Востока Ван Жун вопреки мнению большинства считал, что Южной Ци следует пе- редать книги Северной Вэй, однако циский У-ди (в «Критическом исследовании библиографического раздела “Суй шу”» ошибочно полагается, что данные со- бытия произошли в период правления циского Мин-ди [8, c. 5428]), хотя и одо- брил доклад Ван Жуна, в итоге от передачи книг отказался. О деталях и значении этих событий изложено в статье Тадао Йосикавы «Исследование заимствования книг императором Сяовэнь-ди династии Северная Вэй» [9], поэтому здесь мы не будем вдаваться в дальнейшие подробности. Что же касается вопроса статуса хранимых и утраченных книг при династии Северная Вэй, Чжу Цзуянь, ученик Ван Бицзяна, большого специалиста периода Новой истории в области библи- ографии, написал книгу «Исследование утраченных книг династии Северная Вэй» [10] , в которой ему удалось собрать большое количество утерянных текстов эпохи Северная Вэй. Среди источников помимо «Юэ шу яолу» ( 樂書要錄 , «Ос- новные записи о “Юэ шу”») и других немногочисленных текстов, сохранившихся в японском «Собрании утерянных и вновь обретенных книг» ( И цунь цуншу , 佚 存叢書 ), большинство было найдено в традиционных исторических материалах в границах изучаемого региона, что было непросто в условиях того времени. Иными словами, в эпоху рукописей в средневековом Китае некоторые кни- ги и документы с момента своего появления могли быть спрятаны в ведомстве дворцовой библиотеки или других придворных аппаратах, отвечавших за кни- гохранение, и лишь немногим могло посчастливиться получить к ним доступ. Впоследствии такие записи утрачивались в силу тех или иных причин. Другие книги, напротив, проявляли мощную «жизнеспособность» и получали широкое распространение не только при дворе Южных и Северных династий, а также в последующих империях Суй и Тан, но и на территории всей Восточной Азии . После вступления в эру ксилографической печати, условной границей которой можно считать эпохи Северной (960–1127) и Южной Сун (1128–1279), рукопис- ная литература по большей части была рассеяна по стране и утрачена. В «Хань Вэй и шу чао сюй» ( 漢魏遺書鈔序 , «Предисловие к собранию утерянных книг [эпох] Хань и Вэй») Ван Мо говорится: Все вещи в Поднебесной собираются и рассеиваются. Наблюдать за тем, как собран- ное пропадает, легко; разрозненное же собрать вновь — трудно. А с книгами [дело об- стоит] еще сложнее [11, c. 3]. Вместе с указанным выше трудом Ван Мо вслед за развитием конфуциан- ской школы доказательного изучения каочжэнсюэ в эпоху Цин учеными была проделана большая работа по собиранию утраченных текстов из Четырех раз- делов литературы в классической библиографии (включая философские кано- ны, исторические трактаты, изречения мыслителей, собрания поэзии и прозы). В этой связи можно выделить «Собрание утраченных книг из горной обители Юйхань» ( Юйхань шаньфан цзи и шу , 玉函山房輯佚書 ) Ма Гоханя, «Разъяснения канонов школы Ханьсюэ » ( Ханьсюэтан цзин цзе , 漢學堂經解 ) Хуан Ши, «Фило-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=