Проблемы литератур Дальнего Востока

241 2. Новые вопросы изучения классической китайской литературы… ператорского двора, что отражено в литературе, посвященной дебатам о Трех учениях, а также в сохранившемся в Японии тексте «Саньцзяо буци лунь» ( 三 教不齊論 , «Трактат о неравенстве Трех учений») [6] . Ввиду этого в контексте со- поставления с буддизмом термин «конфуцианство» также видится более умест- ным, нежели «каноноведение». Учитывая все вышесказанное и продолжая говорить о науке китайского Средневековья, следует отметить, что важнейшим вопросом, стоящим перед учеными прошлых эпох, является проблема нехватки или отсутствия материа- лов. «Утерянные книги» ( и цзи , 佚籍 ) в качестве новых исторических источников в действительности стали играть важную роль для научного сообщества вовсе не с появлением современных академических норм в прошлом веке — фактиче- ски, будучи обнаруженными, они высоко ценились как аристократическим, так и чиновничьим сословиями уже в период Средневековья. Так в «Нань Ци шу» ( 南齊書 , «Книга [о династии] Южная Ци») в главе «Жизнеописание наследного принца Вэнь Хуэя» говорится: В то время был разграблен могильный курган в Санъяне, как говорят, принадлежавший правителю царства Чу. Среди найденных сокровищ были украшенные нефритом сан- далии и ширмы, книги на бамбуковых планках, украшения, сплетенные из шелковых нитей. От грабителей потомкам досталось чуть больше десяти бамбуковых планок . По словам Ван Сэнцяня, то были утерянные тексты «Као гун цзи» и «Чжоу гуань». Тогда в область направили проверку, было найдено немало реликвий, о сходствах и раз- личиях которых до сих пор идут споры [7, c. 398] . Ван Сэнцянь был аристократом из княжеского рода в Ланъе, заставшим правление двух династий — Лю Сун (420–479) и Южная Ци (479–502) . Что же касается древних «книг на бамбуковых планках», обнаруженных при раскопках кургана в период правления под девизом Юнмин (483–493), их форма и содержа- ние вызывали широкие дискуссии вплоть до эпохи Цин (1644–1911) и периода Китайской Республики (1912–1949), что мы можем видеть, к примеру, в «Иссле- довании записей на бамбуковых и деревянных планках» Ван Говэя. Тексты на бамбуковых дощечках уже в период Шести династий относились к «утерянным книгам», при этом данная концепция выводится дедуктивно. Здесь прежде все- го необходимо понять, что собой представлял и каким образом распределялся фонд классической литературы данного периода. Что касается Северных династий (386–581), интерес императорского двора и высшего чиновничества к утерянным записям кажется еще более очевидным (особенно после переноса столицы императором Сяовэнь-ди). С целью «собрать утерянные книги по всей Поднебесной» Сяовэнь-ди снарядил посланников в Южную Ци. В «Нань Ци шу» в главе «Жизнеописание Ван Жуна» говорится: Северные народы направили посланников просить о книгах, двор отверг их просьбу [7, c. 818] .

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=