Проблемы литератур Дальнего Востока
240 Проблемы литератур Дальнего Востока в особенности Пи Сижуй, Лян Цичао и др . , используют термин «конфуцианство» в качестве обозначения каноноведения в узком смысле 2 . Во-вторых, в эпоху Средневековья в 15-й год правления под девизом Юань- цзя (438) император династии Лю Сун (420–479) Вэнь-ди учредил Четыре акаде- мии — конфуцианства ( жусюэ , 儒学 ), учения о сокровенном ( сюаньсюэ , 玄学 ), истории ( шисюэ , 史学 ) и литературы ( вэньсюэ , 文学 ). При этом ученые прошлых эпох главным образом фокусировали внимание на исследовании последнего из указанных разделов науки — литературы . Тридцать два года спустя, в шестом году правления под девизом Тайши (470) при императоре Мин-ди была создана объединенная Академия Цзунмингуань, включающая пять отделений: конфуци- анства, даосизма, литературы, истории и школы инь-ян . В данных классифика- циях отсутствует каноноведение, и господин Ху Сяоши, к примеру, полагал, что конфуцианство здесь является не чем иным, как собственно каноноведением [1, c. 141]. Если более глубоко изучить данный вопрос , то можно обнаружить, что Лэй Цицзун, ученый, возглавивший Академию конфуцианства в 15-м году прав- ления под девизом Юаньцзя, был знаменитым специалистом по изучению кано- нических книг. В частности , широко известны его всесторонние исследования канонов «Сань ли» ( 三禮 , «Три трактата о правилах благопристойности») и «Мао ши» ( 毛詩 , «Ши цзин» в передаче Мао Хэна) [2, c. 118; 3, c. 1867–1868; 4, c. 153]. При этом с точки зрения научного подхода его работы часто сравнивают с труда- ми ханьского ученого-каноноведа Чжэн Сюаня . Тот факт, что во главе Академии конфуцианства стоял ученый, специализировавшийся на каноноведении , сам по себе может доказывать, что в средневековом Китае две эти концепции были в некоторой степени эквивалентны. Таким образом, понятия «конфуцианство» и «каноноведение» также являются взаимосвязанными и взаимозаменяемыми 3 . В-третьих, вышеприведенные примеры в основном касаются эпохи Юж- ных династий (420–589) . Что же касается периода Северная Чжоу (557–581), то в четвертый год правления под девизом Тяньхэ (569) сановник Юй Вэньху впер- вые провел «дебаты о Трех учениях» , а к третьему году правления под девизом Цзяньдэ (574) подобных дискуссий состоялось в общей сложности восемь (см. «Чжоу шу» ( 周書 , «Книга [о династии] Чжоу», глава «Летопись деяний императо- ра У-ди»)). К эпохе династий Суй и Тан идея объединения Трех учений (конфуци- анства, буддизма и даосизма) стала общей в среде высшего чиновничества и им- 2 6 декабря 2020 г. г-н Лоу Цзинь в докладе «Развитие конфуцианства с периода Вэй — Цзинь и смежные вопросы», прочитанном в Нанкинском университете, отметил, что Лян Ци- чао, Пи Сижуй и др. заменяли концепцию «каноноведение» термином «школа канонов в совре- менных знаках» ( цзиньвэнь цзинсюэ , 今文经学 ), а впоследствии — термином «конфуцианство». Тогда как ЛюШипэй, говоря о концепции «учение о [канонах в] современных и древних знаках» ( цзиньгувэнь , 今古文 ), придерживался иных взглядов. 3 Это не частное мнение автора статьи, многие ученые разделяют данную точку зрения. К примеру, Ван Чжунло, ученик Чжан Тайяня, в «Истории эпох Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий» в главе «Каноноведение, история, литература и искусство» также использовал тер- мин «конфуцианская мысль», указывая на каноноведение [5, c. 873–874].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=