Проблемы литератур Дальнего Востока

239 2. Новые вопросы изучения классической китайской литературы… Keywords: Medieval China, East Asian civilization circle, manuscript, Confucianism, Buddhism. 1 Термин «Средневековье» в китайской академической науке в общих чертах охватывает эпохи Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий , а также эпоху ди- настий Суй (581–617) и Тан (618–907) (или эпоху Шести династий (229–589) , Суй и Тан). Учитывая длительность обозначенного временного промежутка, его пе- риодизация представляет собой довольно деликатную задачу, поэтому условно данный период можно определить как сопряжение эпохи Великого разделения (эпохи Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий — всего около 40 0 лет) и эпохи Великого объединения (эпохи Суй и Тан — около 30 0  лет). При этом научная мысль обозначенного почти 700-летного периода обладает рядом серьезных от- личий как от предшествующих эпох — Цинь (221–207 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. — 22 0  г. н. э.), так и от последующих эпох — Северная Сун (960 – 1127) и Южная Сун (1128 – 1279). Средневековье в Китае считается «эпохой рукописей», именно в это вре- мя появляется большое количество списков основополагающих трудов так на- зываемых четырех разделов китайской библиографии: цзин ( 经 ) , ши ( 史 ) , цзы ( 子 ) , цзи ( 集 ), — а также буддийских и даосских текстов. Одно из ключевых слов данной статьи — «буддизм» — не должно вызывать ошибочных истолкований, однако использование термина «конфуцианство» в контексте китайского Сред- невековья на первый взгляд может показаться проявлением некоего волюнта- ризма со стороны автора. В августе 2018 г. автор был приглашен профессором Чэнь Цзиньхуа и профессором Гао Ижуем на научную конференцию «Буддий- ские рукописные культуры: производство и сохранение буддийских рукописей в Центральной и Восточной Азии», проходившую 30–31 августа 2018 г. в Кем- бридже, Великобритания, где представил доклад на тему «Рукописная культура конфуцианства и буддизма в средневековом Китае» 1 , в котором также использо- вал термин «конфуцианство» . Причина выбора именно этого термина не была обоснована в англоязычном докладе, поэтому здесь мы бы хотели отдельно оста- новиться на данном вопросе . Во-первых, в строгом смысле «конфуцианство» ( жусюэ , 儒学 ) и «канонове- дение» ( цзинсюэ , 经学 ) эпох Чжоу и Цинь являются разными научными поняти- ями , совпадающими по объему и содержанию (что превосходно изложено в двух разделах труда Чжан Тайяня «Взвешенные суждения о национальной культуре» ( Гогу луньхэн , 国故论衡 ) — «Истоки каноноведения» ( Юань цзин , 原经 ) и «Исто- ки конфуцианства» ( Юань жу , 原儒 )), тогда как ученые периода новой истории , 1  Данный доклад в ближайшее время будет опубликован под названием «Production and Preservation of Buddhist Manuscripts in Central and East Asia» , издательствомWorld Scholastic Pub- lishers (Сингапур).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=