Проблемы литератур Дальнего Востока

238 https://doi.org/10.21638/11701/9785288063770.18 Проблемы литератур Дальнего Востока © Санкт-Петербургский государственный университет, 2023 Тун Лин https://doi.org/10.21638/11701/9785288063770.18 (Нанкинский университет, Китай) КУЛЬТУРА КОНФУЦИАНСКИХ И БУДДИЙСКИХ РУКОПИСЕЙ В КИТАЕ В ЭПОХИ ВЭЙ, ЦЗИНЬ, ЮЖНЫХ И СЕВЕРНЫХ ДИНАСТИЙ, СУЙ И ТАН Аннотация: Средневековый Китай — это «эпоха рукописей». Четыре раздела ки- тайской библиографии, а также буддийские и даосские литературные памятники следует рассматривать именно в данном контексте. В первой части настоящей статьи сопоставляются термины «конфуцианство» и «каноноведение», а также обосновывается выбор в пользу первого в рамках проблематики исследования и в сопоставлении с термином «буддизм». Далее предлагается объяснение кон- цепции и классификация сборников утраченных текстов цзи и . Во второй части на примере таких рукописей, как опубликованный в 2020 г. в Японии комментарий «Лунь юй и шу», а также «Цзян Чжоу и шулуньцзя и цзи» («Записи обсуждения и комментарии к “Чжоу и”»), автор анализирует некоторые элементы, присущие буддийским текстам, встречающиеся в литературе жанра и шу . Третья часть ста- тьи посвящена исследованию академического значения китайского буддизма для Восточно-Азиатской цивилизации в контексте синтеза Трех учений в пери- од Средневековья. Особое внимание уделяется составленному в Японии тексту «Гукэцу гэтэнсё» («Аннотированный перечень иноверных канонов») и анализу влияния конфуцианской мысли на его литературную форму. Посредством рассмо- тренных примеров автор делает предварительный вывод о взаимосвязи между рукописной культурой конфуцианства и буддизма в средневековом Китае. Ключевые слова: средневековый Китай, Восточно-Азиатская цивилизация, рукопи- си, конфуцианство, буддизм. Tong Ling (Nanjing University, China) THE MANUSCRIPT CULTURE OF CONFUCIANISM AND BUDDHISM IN THE WEI, JIN, NORTHERN AND SOUTHERN DYNASTIES, SUI AND TANG CHINA Abstract: The Medieval China is a “Manuscript era”. The four divisions of Jing, Shi, Zi, Ji , and the documents of Buddhism and Taoism, all have to be considered based on this general background. For the first part of this paper, the keyword used in the compar- ison with “Buddhism” in the Medieval China is “Confucianism” rather than “Confucian classics”. Then, the concept and classification of Jiyi (collection of the lost parts of clas- sics) are explained. The second part, starting from the newly published Lunyu Yi shu in Japan in 202 0 and integrating with Jiang Zhou yi shulunjia yi ji and other manuscripts, is to analyze some Buddhist factors in the study of Confucianism Yi shu . The third part, from the East Asian Civilization sphere, explores the academic significance of Chinese Buddhism under the perspective of the integration of the Three teachings in the Middle Ages. Special attention will be paid to the Japanese written Guketsu getensho , and how the text form absorbed the Confucian thought will be analyzed. Through these cases, a preliminary conclusion about the relationship between the manuscript culture of Con- fucianism and Buddhism in the medieval China will be made.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=