Проблемы литератур Дальнего Востока

234 Проблемы литератур Дальнего Востока влияния в поэзии Ван Вэя и других поэтов, близких к буддизму, служит «разрыв логического ряда» и «отказ от строгого и логически последовательного развер- тывания темы стихотворения» [10, с. 298], которое встречается, например, в его произведении «Расставание» ( 送别 ), где за строкой «Так ступайте, не стану боль- ше спрашивать» следует пауза и логически не связанная с предыдущим текстом стихотворения заключительная строка «Белые облака существуют бесконечно» [4, с. 220]. Данные концепции встречаются и в других стихотворениях Ван Вэя, где он обращается непосредственно к тексту «Вималакирти-нирдеша-сутры». К ним, к примеру, относится «Летним днем, проезжая храм Цинлун, навестил чаньского наставника Цао» ( 夏日過青龍寺謁操禪師 ): Одряхлевший старик, Неспешно бреду в монастырь. Хочу спросить о принципе высшей истины, Узнать о пустотности представления о пустоте. Горы и реки в видении Небесного ока, Мир пребывает в Дхармакае. Не удивительно, что за угасшим зноем Может родиться ветер на всей земле [7, c. 129]. Поэт находится в пути и, проезжая монастырь, хочет навестить чаньского наставника, чтобы узнать о «принципе высшей истины» ( 義心義 ) и «пустотно- сти представления о пустоте» ( 空病空 ). Последнее понятие заимствовано Ван Вэем из «Вималакирти-нирдеша-сутры», где говорится: « 唯有空病,空病亦空 — Есть ложное (иллюзорное) представление о пустоте 6 , и оно так же пусто» [8]. При этом ему, очевидно, хорошо известны эти идеи, так же как известно об их непостижимости рациональным путем. Возможно, поэтому он и ищет встречи с учителем, чтобы получить опыт непосредственного трансцендентного пережи- вания посредством передачи «от сердца к сердцу». Похожий мотив мы видим и в предисловии к произведению «Наношу визит наставнику Сюаню» ( 謁璿上人(併序) ), где, повествуя о монахе, поэт пишет, что тот: Ни спокоен, ни взволнован. …… Молчание [его] безгранично. Безмолвие является речью. Поэтому мы могли [поддерживать] духовную связь [7, c. 39]. Здесь первая строка ( 不定不亂 ) является цитатой из 12-й главы сутры, где описывается беспристрастное видение Будды, а строки о безграничном молча- 6  Дословно «болезнь пустоты». Согласно тексту сутры, ложные представления — великая болезнь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=