Проблемы литератур Дальнего Востока
233 2. Новые вопросы изучения классической китайской литературы… маясь мирскими делами, пребывал в стране Будды, вне трех сфер (сферы чув- ственного, сферы форм и сферы отсутствия форм), а значит, воспринимал тож- дество и неотделенность Сансары и Нирваны, вследствие чего так называемые восемь ветров 5 уже не могли поколебать его добродетели. Следующая ключевая и, по сути, представляющая собой основное содер- жание сутры концепция — непостижимое освобождение ( 不可思議解脫 ). Это трансцендентное состояние, выводящее сознание практикующего за рамки ра- ционального мышления, достижение которого чудесным образом освобожда- ет его от логических законов сансарического бытия. В силу иррациональности данное состояние невозможно понять, проанализировать и осмыслить. В сутре эта идея описывается с помощью ряда примеров тому, как достигший непости- жимого освобождения бодхисаттва, более не скованный рамками рациональных закономерностей, способен совершать над реальностью различные сверхъесте- ственные манипуляции: поместить гору Сумеру в горчичное зернышко, а четыре океана — в пору кожи, растянуть неделю до эона и т. д. Так, в крохотную комнату Вималакирти поместились тридцать две тысячи львиных тронов, и сесть на них, изменив размеры своих тел, смогли только достигшие непостижимого освобож- дения бодхисаттвы. Достижение непостижимого освобождения возможно посредством всту- пления во врата не-двойственности ( 入不二法門 ). Не-двойственность подраз- умевает выход за рамки логического, дискурсивного мышления посредством снятия противоречий субъект-объектной дихотомии. Согласно учению Нагар- джуны, «ничто (ни одна дхарма) не обладает своебытием (свабхава), то есть нет такой сущности, которая существовала бы сама по себе, в силу своей собствен- ной природы. Дхармы равностны относительно друг друга в их пустотности», при этом пустота также пустотна, поскольку является не чем иным, как лишен- ностью своебытия [9, с. 87]. В девятой главе «Вималакирти-нирдеша-сутры» Манджурши спрашивает бодхисаттв о том, что является вступлением во врата не-двойственности, и каждый в своем ответе называет пару противоположных понятий, представляющих собой дуальность (рождение и смерть, субъект и объ- ект, Сансара и Нирвана, форма и пустота и т. д.), тогда как отсутствие дифферен- циации и понимание пустотности этих понятий трактуются ими как вступление или посвящение в не-двойственность. Манджушри отметает эти объяснения как двойственные и постулирует невыразимость данной идеи. Далее он обращается с тем же вопросом к Вималакирти, но тот, не произнося ни слова, хранит молча- ние ( 默然無言 ). Только такой ответ Манджушри находит удовлетворительным. Идеи непостижимого освобождения и не-двойственности были восприняты последователями школы Чань и нашли отражение в их образе жизни, практиках, форме прямой передачи учения от наставника ученику и, в конце концов, ока- зали существенное влияние на чаньское искусство. Одним из примеров такого 5 Восемь ветров — восемь страстей (преград): выгода, похвала, клевета, слава, гордость, насмешки, невзгоды и радость.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=