Проблемы литератур Дальнего Востока

226 Проблемы литератур Дальнего Востока Лу Синь смотрит на проблему уже как человек нового времени: начинает с того, что доктрина «опираюсь на небо и ем» — китайское национальное сокро- вище, стела с таким названием была создана «в середине Цин»; комментаторы считают, что речь идет именно о стеле Вэй Сяна, хотя подтверждений этому ни- каких нет, да и год создания стелы, 1813-й, трудно отнести к середине империи Цин. Упоминает Лу Синь и о рисунке, который сделал в первые годы Республики ученый муж Лу Жуньсян ( 陸潤庠 , 1841–1915): один большой иероглиф «небо», старик опирается на острие последнего удара кисти в откидной, почтительно держит чашу и ест. По этому эскизу были сделаны литографические оттиски, то ли в мастерской «Синь тянь пай» ( 信天派 , «Вера в Небо»), то ли в мастерской «Ши цзи пай» ( 嗜奇派 , «Пристрастие к странностям»); возможно, они еще со- хранились. Эту информацию Лу Синя подтвердить не удалось, не отыскались и такие мастерские-печатни, но их названия позволяют предположить, что они могут быть придуманы самим Лу Синем. Люди следуют этой доктрине, хотя, в отличие от человека на картине, не у всех есть чаша, чтобы с почтением поднести ко рту. Писатель сетует на непо- стоянство погоды: в древности, во времена Яо и Шуня, человек больше зависел от природы и мог, очевидно, прокормиться от небес. Теперь не так. Лу Синь иро- низирует над указом гоминьдановского правительства 1930 г. объявить 12 мар- та, годовщину смерти Сунь Ятсена, Днем посадки деревьев ( 植樹節 ): нескольких деревьев, высаженных в этот день, недостаточно, чтобы изменить волю небес. Сейчас зависимость людей от небес изменилась, особенно в городах. На Западе говорят, что у бедняков в мире есть только солнечный свет, воздух и вода. Сегод- ня в Шанхае это не так: рабочие сидят взаперти день и ночь, не могут погреть- ся на солнышке или подышать свежим воздухом; те, у кого нет водопровода, не могут пить чистую воду. А небо, глядя на это, лишь молча страдает, вспоминает, наконец, Лу Синь Конфуция 11 . Жителям пустынь еще тяжелее, чем горожанам, и полагаться исключительно на волю небес там невозможно. «Иностранный про- фессор Стейн» 12 откопал много древних вещей из песков Дуньхуана, в Ганьсу. Это место изначально было процветающим районом, но в результате упования на небо было погребено в нанесенном небом песке. Ради того, чтобы получить антиквариат в будущем, действительно не плохо полагаться на небеса, но для жизни здесь и сейчас этого недостаточно. Картинки с изображением человечка, сидящего на иероглифе «небо», соз- давались профессиональными художниками в 20–40-е годы прошлого века. Ав- тором наиболее известных был Пу Синьюй ( 溥心畬 , 1896–1963), настоящее имя 11  «Лунь юй», «Ян Хо», 19: «Говорит ли что-нибудь Небо? А между тем времена года сменя- ются и твари рождаются. Говорит ли что-нибудь Небо?» [14, c. 317]. 12  Сэр Марк Аурель Стейн (Stein Mark Aurel, 1862–1943) — венгерский и британский пу- тешественник и этнограф, исследователь Восточного Туркестана. Среди его находок — Пещера тысячи Будд в Дуньхуане с уникальной библиотекой. Китайцы крайне недовольны, что коллек- ция была вывезена в Европу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=