Проблемы литератур Дальнего Востока

218 Проблемы литератур Дальнего Востока Я думаю, тысячи лет с древности сколько было императоров и князей, генералов и са- новников, холопов и служак, челяди и рабов — множество людей четырех сословий ис- поведуют три учения, природа их неодинакова, — но скажу, что все они хотят есть. Великие герои, великие мудрецы и великие злодеи сами говорили, что для этого прихо- дится сгибаться и разгибаться всю жизнь. Я лишь изучил их слова: все они полагаются на небеса. Однако вот приходит время человеку есть: мелкие умишки полагаются на небеса и по- сле еды или не хотят довольствоваться малым, опираясь на небо в те дни, когда едят. То есть можно не полагаться на небо, но полагаться на человека трудно, поскольку трудно полагаться на самого себя. Я сегодня опять вырезал этот камень, сочинил надпись «Об опоре на небеса» о том, что все, кто ест в Поднебесной, имеют общую природу. В городе Ли /чэне/ в новолуние 6-го месяца года гуй-ю правления под девизом Цзя-цин Вэй Сян написал. Вэй Сян приписывает авторство текста себе, хоть и упоминает о том, что у него был не слишком образованный предшественник. Текст Вэй Сяна также не может считаться образцом высокого стиля, что неудивительно, учитывая, что мы знаем о жизненном пути этого человека. Вэй Сян не конкретизирует, в чем, собственно, состоит зависимость пропитания человека от воли небес, невнят- ный текст допускает самые разные толкования. На сучжоуской стеле изображен точно такой же человечек на иерогли- фе «небо», как и на стеле Вэй Сяна, т. е. очевидно, что у них общий прототип, но текст более пространный, первая его часть анонимна: 靠天吃飯圖説: 古語雲:信步行將去,憑天付下來。古今大家小戶,誰不靠天吃飯?冥冥之中,自 有定數。只要安分守己,順理行去,何必朝思夕想,枉費心機? 又語雲:千算萬算,難逃天上一算。近來有等世人,呼朋引類,成群結黨,終日打 算詐人、害人、謀人、騙人,暫時雖得幾個錢,豈能常有?試問若輩可曾成家立業 否?徒然壞了自己良心,究竟惡貫滿盈,終有報應予甚憐之。因鐫此靠天吃飯圖, 提醒世人,即一飯一粥,莫不靠天。有昔人警世歌,其說甚詳,并錄以勸世 . На картине «Опираюсь на небо и ем» написано: В старину говорили: бродя неторопливо, вот-вот да и уйдешь, полагаясь на небо, спу- стишься. И в старину, и сегодня, богатые дома и маленькие хозяйства — кто ест, не полагаясь на волю небес? В мире все предопределено, нужно довольствоваться сво- ей участью, идти по правильному пути, нет нужды тосковать днем и ночью, хлопо- тать понапрасну. Также говорили: вы прикидывайте, как хотите, но на небе все практически решено. Вот недавно люди объединились в банды, толпы отовсюду стекались. Целыми днями они думали, как бы мошенничать, убивать, обманывать, надувать, хоть на время, но получить деньги. Как такое случилось? Понапрасну испортили себе репутацию, в конце концов настал час возмездия, расплата неминуема и пощады не будет. Поэто- му и вырезал картину «Опираюсь на небо и ем», напомнил современникам, что и це- лый обед, и жидкая каша без исключения зависят от неба. В прошлом человек сочинил песнь-предостережение потомкам, очень подробно все изъяснял, к тому же записывал, чтобы предупредить современников.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=