Проблемы литератур Дальнего Востока
212 Проблемы литератур Дальнего Востока ждало суровое наказание), либо уйти в монастырь. Фан-гуань, Жуй-гуань и Оу- гуань, отказываясь подчиняться приказам названных матерей и госпожи Ван вы- йти замуж, так и поступили, став монахинями. Подводя некоторые итоги, можно сказать, что «домашние театральные труп- пы» были типичны для цинского общества, и женские труппы — не исключение, хотя и были не так распространены, как мужские. В основном они служили для развлечения своих хозяев, но могли приносить и немалый доход. К тому же до- машние оперные труппы могли выступать в роли «подарков», в благодарность за покровительство или по случаю важного события (повышение по службе, день рождения и пр.). Ввиду бесправного положения (по сути, они были раба- ми) судьба актеров таких трупп была полностью зависима от настроения хозяев. Можно предположить, что «домашняя театральная труппа», описанная в романе, является отражением кануна упадка «домашнего театра». Начиная с правления Цяньлуна (1735–1796) домашние труппы постепенно приходят в упадок. В пер- вую очередь это вызвано социально-экономическими причинами. По мере того, как развиваются города, появляется все больше и больше заведений, где могли выступать профессиональные театральные труппы, и у городских жителей по- явилось больше возможностей посмотреть выступление. А это, в свою очередь, стало привлекать больше периферийных театральных трупп и создало условия для образования новых видов музыкальной драмы. Становится все больше видов местных драм, разнообразных профессиональных театральных трупп и извест- ных актеров. Содержать собственный театр становится очень дорого, учитывая появление большого количества известных профессиональных трупп. Изыскан- ный жанр куньцюй ( 昆剧 ), так любимый цинской аристократией, уступает свои позиции более демократичной, народной, «шумной» «пестрой драме» хуабу ( 花 部 ) [13]. А с периода Даогуан (1821–1850) во многих больших городах, таких как Гуанчжоу и Тяньцзинь, открылись городские оперные театры, и представления стали общедоступными [14]. Домашние труппы перестали быть показателем «ро- скоши и изящества» и постепенно прекратили свое существование. Литература 1. 邓云乡 . 红楼风俗谭 . 北京 : 中華書局出版, 1987. [ Дэн Юньсян . Беседы об обычаях красного терема. Пекин: Чжунхуа шуцзюй чубань, 1987]. (На кит. яз.) 2. 王利器 . 元明清三代禁毁小说戏曲史料 . 上海 : 上海古籍出版社 , 1981. [ Ван Лици . Исторические материалы о запрете и уничтожении прозы и музыкальной драмы в эпохи Юань, Мин, Цин. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 1981.] (На кит. яз.) 3. 李斗 . 潘爱平 . 扬州画舫录 . 天津 : 中国画报出版社 , 2014. [ Ли Доу . Расписные лодки Янчжоу. Тяньцзинь: Чжунго хуабао чубаньшэ, 2014.] (На кит. яз.) 4. 曹雪芹 . 紅樓夢 . [ Цао Сюэ-цинь . Сон в красном тереме. Гл. 17.] URL: https://ctext.org/ hongloumeng/ch17 (дата обращения: 27.07.2022). (На кит. яз.) 5. 谭帆 . 优伶史 . 上海 : 上海文艺出版社 , 1995. [ Тань Фань . История актерского мастерства. Шанхай: Шанхай вэньи чубаньшэ, 1995.] (На кит. яз.) 6. 邓之诚 . 骨董琐记 . 北京 : 中国书局出版 , 1991. [ Дэн Чжичэн . Записки об антиквариате. Пекин: Чжунго шуцзюй чубань, 1991.] (На кит. яз.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=