Проблемы литератур Дальнего Востока

211 2. Новые вопросы изучения классической китайской литературы… … Как смеет девчонка не слушаться? И мать закатила Чунь-янь звонкую пощечину — Потаскушка! — ругалась она. —Ты что, актриса какая-нибудь? Или же берешь пример с той паршивой девчонки? Ну как вас после этого не учить?.. [9, с. 290] Еще один показательный пример отношения к актрисам можно обнаружить в 36-й главе. Цзя Цян в подарок Лин-гуань купил ученую птичку в клетке, кото- рая умела « смешно кривляться и размахивать флажком ». На что она сравнила себя с этой птицей в клетке: Мало того, что нас заперли в этой тюрьме и заставляют учиться гримасничать!.. Ты принес ее, чтобы над нами поиздеваться и показать, кто мы такие [9, с. 514–515]. Подобная метафора очень точно описывает положение актеров в домаш- нем театре. Маленькие актрисы вынуждены не только терпеть капризы старших и младших господ, но еще и находиться под постоянным присмотром учителей, тетушек, бывших актрис, названых матерей, которые притесняют их. За малей- шую провинность их наказывают, считая, что это очередной каприз, вызван их плохим воспитанием. На протяжении долгого времени они заперты в «грушевом саду» и постоянно обучаются. Методы обучения были тоже очень жестокими. Не существовало никаких письменных наставлений, все актерские премудрости пе- редавались исключительно в изустной форме, опора была только на природные данные, смекалку, сообразительность и память. Единственным педагогическим методом, считавшимся пригодным в деле освоения профессии актера, считался так называемый да ( 打 ), или даси ( 打戏 ), т. е. побои. Самовольно покидать «Сад грушевого аромата» они не могут. Даже если и выдается возможность прогулки (во время Праздника весны), то только под присмотром учителя. Они не могут свободно высказываться, а всякая речь их считается вульгарной и глупой. Вне зависимости от погоды, если хозяева желают посмотреть пьесу, они должны бы- стро приготовить выступление. Единственная награда, которую они могут полу- чить, если их исполнение понравиться господам, — это награда деньгами или яствами с хозяйского стола. Денег, которые выдавали им раз в месяц, было мало, а позже их стали забирать приемные матери. Если актриса заболевала, то к ней, конечно, приглашали доктора (36-я глава, Лин-гуань кашляет кровью), но никто не заботится о них. Одна из актрис умирает, но ее никто не оплакивает, только подруга, другая актриса, Оу-гуань, приносит жертву душе Яо-гуань (58-я глава). Судьба актеров домашнего театра незавидна. В зависимости от настроения хозяев их могли продать, прогнать, подарить, сделать прислугой, выдать замуж. Когда умирает одна из гуйфэй , назначается государственный траур на один год и семья Цзя принимает решение распустить труппу. Часть актрис отправили по домам, а часть оставили в доме, распределив их в качестве служанок между оби- тателями «Сада роскошных зрелищ» (58-я глава). Однако такое «повышение» статуса не меняет отношения к ним. В 77-й главе после очередного скандала всех девочек-актрис приказали выдать замуж. В подобных ситуациях у актрис прак- тически не было выхода. Они могли либо покориться, либо убежать (тогда их

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=