Проблемы литератур Дальнего Востока

208 Проблемы литератур Дальнего Востока ные инструменты и театральные костюмы, различные фонари и свечи, он тратит на это 50 тыс. лянов серебра: Семья Чжэнь должна нам пятьдесят тысяч лянов серебра. Им завтра же напишут письмо с просьбой вернуть долг — тридцать тысяч лянов серебра дадут мне, а остав- шиеся двадцать пойдут на покупку цветных фонариков, свечей, занавесок и пологов [9, с. 221–222]. Район Сучжоу-Янчжоу, начиная с периода Сун, считался колыбелью южной оперы наньси ( 南戏 ), там было сосредоточено наибольшее количество оперных школ, поэтому с легкостью можно было купить или нанять оперных актеров. По- степенно, вбирая в себя черты разнообразных местных опер, там складывается несколько наиболее популярных напевов, так называемые четыре великих на- пева ( сыда шэнцян , 四大声腔 ): хайянь цян ( 海盐腔 ), иян цян ( 弋阳腔 ), юйяо цян ( 余姚腔 ) и куньшань цян ( 昆山腔 ). Два из них — иян ( 弋阳 ) и кунь цян ( 昆腔 ) — получат наибольшую популярность, и множество актеров будут стремиться при- ехать в Сучжоу, в местные школы, чтобы научиться или усовершенствовать свое мастерство. Таким образом, поездка Цзя Цяна на юг для покупки новой труппы была оправдана. Обращает на себя внимание и сумма, которую он собирается потратить на труппу — 50 тыс. лянов серебра. А в 43-й главе, где матушка Цзя хочет устроить день рождения Фэн-цзе, было собрано 150 лянов на угощение и оперную труппу. Но, когда бабушке Лю подарили 20 лянов , она сказала, что для них это большая сумма: Мы хорошо знаем, что такое затруднения. Но недаром гласит пословица: «Самый то- щий верблюд все равно толще лошади». Полагаю, что даже единый ваш волосок все же крепче нашей поясницы! 我们也知道艰难的,但只俗语说的:『瘦死的骆驼比马还大呢。』 凭他怎样, 你老 拔根寒毛,比我们的腰还壮哩! [7, с. 105] Если обратиться к историческим записям, то становится понятно, что не только содержание труппы обходилось очень дорого, но даже послушать высту- пление стоило немало. Так, цинский ученый Тан Янь ( 唐晏 , 1857–1920) в своих записках «Подслушанное в миру» ( Тяньчжи оувэнь , 天咫偶闻 ) писал: «…в нача- ле периода Шуньчжи некий цензор описывал расточительную привычку: стои- мость одного места [в зале] — один лян , а стоимость одной пьесы—шесть лянов » [10, с. 175]. Это очень примечательно, так как показывает, что расходы на театр, со- держание собственной труппы, обучение актеров, оплата учителям были очень большие, и их могли позволить себе только очень богатые семьи, так как цены на костюмы и выступления, содержание и оборудование своего театра были высо- ки. Не стоит забывать, что для театральных костюмов таких «домашних театров» использовали дорогие ткани, драгоценные камни, золотое шитье, шелк, дабы по- казать всю роскошь представления. Показателен эпизод с актером Ци-гуанем ( 棋

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=