Проблемы литератур Дальнего Востока

207 2. Новые вопросы изучения классической китайской литературы… тральным терминам, встречающимся во «Сне в красном тереме», дает извест- ный исследователь романа и знаток обычаев старого Пекина Дэн Юньсян. Он отмечал, что «любители» ( 票友 ) — это то же, что и «актеры-любители» ( 串戏 ), выступающие на сцене. Естественно, что на банкетах и праздниках они посто- ронние. Однако такие актеры — тоже гости ( 客人 ), и хозяин обязательно пред- ставляет их всем. Дело в том, что такая практика была широко распространена в обществе. Обычные актеры своими выступлениями зарабатывают на жизнь. Но выступления актеров-любителей ( чуаньси , 串戏 ), наоборот, требовали боль- ших финансовых вложений. Ради собственного увлечения актер-любитель тра- тил много денег: нанимал учителей, покупал дорогие костюмы, приглашал го- стей, которые должны были высказываться о его манере пения. Как говорится, «Платье, вытканное в Гусу, стоит больших денег» ( Гусуч жипао цяньцзинь чжи , 姑 苏织袍千金值 ). Кроме того, такие актеры-гости выступали не ради денег, а ради своего удовольствия и оплаты за выступление не получали [1, с. 61–62]. Как было отмечено, многие аристократы увлекались оперным пением, но такое занятие считалось недостойным для образованного человека. Поэтому если такие вы- ступления и проводились, то устраивались они для малого круга слушателей, на закрытых банкетах или дружеских посиделках. Для того чтобы достойно встретитьЮань-чунь во время посещения родных, семья Цзя, потратив огромную сумму, перестроила сад и купила новых молодых актрис, чтобы обучить их оперному искусству. Все эти хлопоты связаны с так на- зываемыми государственными правилами этикета ( готи ичжи , 国体仪制 ), когда при посещении представителей императорского дома требуется особая тщатель- ность в подготовке. Так, когда Цяньлун ( 乾隆 ) выезжал на инспекцию южных провинций, местные чиновники и землевладельцы, дабы заручится благосклон- ностью императора, тратили огромные средства на встречу императора [8, с. 72]. Все в «Саду роскошных зрелищ» должно было быть приготовлено с особой ро- скошью, помпой, иначе императорская наложница не сможет посетить семью. Помимо фейерверков, развлечений, грандиозного пира, предполагались и опер- ные спектакли. Несмотря на то, что гуйфэй навещала свою родную семью, все формальности неукоснительно соблюдались, стоит только вспомнить, как семья Цзя ожидала ее приезда. Итак, в четырнадцатый день первого месяца — канун приезда гуйфэй — все было готово. В эту ночь никто во дворце не спал. Наконец наступил пятнадцатый день. Матушка Цзя и остальные женщины поднялись очень рано, еще в пятую стражу, и об- лачились в одеяния соответственно званию и положению. Сад был украшен богатыми полотнищами с вытканными на них пляшущими драконами и фениксами; все вокруг сверкало золотом и серебром, сияло жемчугами и драгоценными каменьями; из куриль- ниц плыли ароматные дымки благовоний, в вазах благоухали розы. Стояла глубокая и торжественная тишина, даже кашлянуть никто не смел [9, с. 247]. Когда один из членов семьи Цзя Цян ( 賈薔 ) отправляется в Гусу ( 姑蘇 ), округ Сучжоу, чтобы купить девочек-актрис, пригласить учителей, купить музыкаль-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=