Проблемы литератур Дальнего Востока

206 Проблемы литератур Дальнего Востока антиквариате» ( Гудун соцзи , 骨董琐记 ) цинский историк Дэн Чжичэн ( 邓之 诚 , 1887–1960) писал, что до начала правления под девизом Канси (1662) пекинские чиновники, приглашая гостей, обходились малым. А уже к середине правления Канси ни один банкет не обходился без прослушивания пьес [6, с. 256]. Кроме того, чиновники могли подарить актера или труппу актеров, рассчитывая на поддержку, внимание или в благодарность вышестоящим чиновникам за уже оказанные любезности [5, с. 63–65]. Если это была хорошо подготовленная труп- па, то она могла приносить неплохой доход. Кроме того, собственными труппами могли хвастаться, показывая богатство и роскошь жизни семьи. В цинский период «источниками» будущих актеров могли быть как оперные школы, так и «внутренние» домашние школы 5 . В оперных школах могли учиться дети профессиональных актеров, часто встречались дети, украденные из семей или проданные своими родными из-за нужды. Школы набирали детей в возрас- те пяти лет и выпускали их примерно в десять лет. Считалось, что к окончанию курса обучения они усвоят основные приемы и разовьют эстетическое чутье в театральном искусстве. К десяти годам они были готовы к репетициям, хоро- шо осваивали специальную технику владения оружием и театральными при- емами ушу . Ожидалось, что они достигнут вершины своей актерской карьеры к 12–15 годам. Такие оперные школы цзяюэ ( 家乐 ), где воспитывали малолет- них актеров, делились на три категории: обучающие женские актерские группы ( цзябань нюйюэ , 家班女 乐 ), обучающие актеров-мужчин ( цзябань ютун , 家班优 童 ), и так называемые составные актерские группы ( цзябань ли юань , 家班梨园 ). В такой «грушевый сад» поступали актеры, которые уже прошли начальный уро- вень обучения [5, с. 48–54]. Таким образом, наличие детских трупп, состоящих из одних девочек, хотя они были не так многочисленны, было востребовано. Это соответствовало феодальному укладу цинского общества, и такие труппы сво- бодно могли находиться во внутренних покоях, женской части дома, где не при- сутствовали посторонние. В профессиональные оперные труппы, помимо профессиональных актеров, часто входили и актеры-любители пяою ( 票友 ), они же чуаньси ( 串戏 ), или чуань- кэ ( 串客 ). Что же это за категория лиц? В 66-й главе мы читаем: Семья пригласила группу актеров-любителей, среди них был один исполнитель ролей положительных героев, его звали Лю Сянлянь . 他家请了一起串客,里头有个做小生的叫柳湘莲。 [7, с. 940] Хотя одно из значений чуанькэ ( 串客 ) — «нахлебник», или «прихлебатель», но в нашем контексте это сочетание иероглифов обозначает актера-любителя, который не состоит в труппе и которого лично приглашают для выступления на банкете или празднике, своего рода гость-актер. Интересное пояснение теа- 5  Внутренние школы — те, которые существуют в семье чиновника, любителя и знатока оперы. Он либо сам занимается воспитанием домашних актеров театра, либо нанимает учите- лей [5].

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=