Проблемы литератур Дальнего Востока
205 2. Новые вопросы изучения классической китайской литературы… нить несколькими причинами. Как указывалось выше, распространенность теа- трального искусства среди аристократов, чиновников и богатых торговцев была очень высока. «Домашние труппы» и музыканты в первую очередь служили для развлечения своих хозяев. В романе матушка Цзя любит развлечения и серьез- но относится к просмотру оперы. Она хорошо знает репертуар и отлично раз- бирается в опере, предпочитая легкие и веселые пьесы. В подходе к репертуару она следует позиции жесткого конфуцианского уклада и четко определяет, что стоит смотреть и слушать молодежи, а что нет. Так , в 54-й главе она едко вы- смеивает старые сюжеты типа «Феникс стремится к луаню» (о красивой девушке и талантливом юноше), считая их банальными. Изредка она позволяет молодому поколению послушать простонародные оперы иян-цян ( 弋阳腔 ), так называемые пестрые драмы хуабу ( 花 部 ), или луаньтань ( 乱 弹 ) 4 , которые набирают популяр- ность в столице. Но старшее поколение — матушка Цзя, тетушка Сюэ, госпожи Ван и Син — родом из южных провинций, поэтому очень любят куньцюй ( 昆曲 ). Для матушки Цзя домашняя оперная труппа — своего рода забава, она не предназначена для заработка. Так, матушка Цзя в один из дней Праздника вес- ны, невзирая на холодную ночь, велела сыграть несколько пьес. Таким образом, наличие своей труппы давало возможность использовать ее в любое время года, дня и ночи. Кроме того, когда домашние развлечения надоедали, приглашали так называемых вайяньюань ( 外演员 ), т. е. «внешних» актеров (как в 43-й главе), что- бы отпраздновать день рождения Фэн-цзе. В плане мастерства приглашенные мастера нередко были лучше домашних актеров, и приглашение такой труппы давало повод для негласных соревнований между исполнителями. Чиновники не жалели денег для приглашения именитых драматургов, музыкантов, старых ак- теров в дом для обучения или написания пьес для домашних театров [5]. Помимо собственного развлечения, наличие в доме своей театральной труппы было эко- номически оправдано, так как приглашение хорошей труппы стоило дорого, и не все могли себе это позволить. В романе «Сон в красном тереме» обращает на себя внимание тот факт, что , когда происходит какое-либо радостное событие: день рождения, назначение на должность, приезд родственников, — богатые чиновничьи семьи в качестве «подарка» часто посылают друг другу оперные труппы с выступлением или при- глашают посмотреть выступление. Так , в 85-й главе при известии о повышении Цзя Чжэна друзья в качестве подарка прислали ему труппу актеров. Такой об- мен любезностями показывает особенности социального взаимодействия в цин- ском обществе. Зачастую такие приемы использовались для поддержания свя- зей, знакомств и укрепления политической поддержки. Приглашение на банкет также могло служить своего рода «платой» за покровительство. В «Записках об 4 Луаньтань , или хуабу («пестрая», «цветочная» драма), — одно из направлений развития оперного искусства Китая. Сформировалась на основе региональных опер 弋阳腔,秦腔, 梆 子腔 и пр. Другое направление — ябу ( 雅 部 , «изящная» музыкальная драма), она же куньшань цюй ( 昆山曲 ), или куньцюй ( 昆曲 ) [3, с. 76].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=