Проблемы литератур Дальнего Востока

203 2. Новые вопросы изучения классической китайской литературы… Энциклопедичность романа Цао Сюэциня отмечалась исследователями многократно. Материальная культура, отраженная в романе, представляет бога- тый материал для исследования и позволяет показать культуру эпохи во всем ве- ликолепии. Одним из знаковых явлений китайской культуры, широко представ- ленным в романе, является традиционный театр. То, что театр и театральные представления всегда пользовались небывалой популярностью у аристократов, находит многочисленные подтверждения не только во «Сне в красном тереме», но и в других произведениях 1 . Упоминания о театре, пьесах и относящихся к те- атральному миру событиях можно обнаружить более чем в 15 главах романа. По мнению признанного знатока «Сна в красном тереме», китайского исследователя Дэн Юньсяна ( 邓云乡 , 1924–1999), если собрать все случаи упоминания в романе театра и дать им обстоятельный комментарий, то материала хватит на отдельную книгу [1, с. 48]. В тексте ярко описана деятельность домашней труппы, внутрен- него распорядка жизни актрис, их социальное положение, что дает нам возмож- ность взглянуть на феномен «домашней труппы» в пору ее расцвета. Расцвет театрального искусства в Китае приходится на периоды пример- но с середины эпохи Мин (1368–1644) до середины Цин (1644–1911). При этом процесс его развития можно разделить на два периода: ранний — до периода Ваньли ( 万历 , 1572–1620), и поздний, характеризующийся упадком, — с 1621 г., период Тяньци ( 天启 , 1621–1627) до периода правления под девизом Цзяцин ( 嘉庆 , 1621–1795). В это время происходят формирование и кристаллизация ве- дущих оперных направлений, оперных амплуа и репертуара. Для представителей правящей династии, придворной аристократии, богатых торговцев и чиновни- ков, городского населения, а также крестьян из самого глухого захолустья театр был главным развлечением, статьей дохода и показателем достатка. Он оказывал огромное влияние на жизнь, мышление и обычаи населения. В период цинского правления во многих домах, начиная от императорско- го дворца и заканчивая местными чиновниками, был свой «грушевый сад» ( ли юань , 梨园 ). И хотя над театром довлела цинская цензура 2 , он был очень популя- рен не только среди аристократов и простолюдинов, но и в императорском двор- це. Нередко императорские особы не только хорошо знали театральные партии, но и могли исполнять их. Богатые семьи чиновников имели домашние театраль- ные труппы, так называемых «домашних музыкантов» ( цзяюэ , 家 乐 ). Даже самые мелкие чиновники ( чжима гуань , 芝麻 官 ) могли иметь на содержании актеров. Мода на собственный театр повлияла не только на чиновничье сословие, но и на торговое. Богатые торговцы чаем из Аньхуэя, банкиры из Шаньси, чжэцзян- ские торговцы шелком, юньнаньские торговцы медью, как правило, содержали 1  «Неофициальная история конфуцианцев» У Цзинцзы, «Цзинь пин мэй» Ланьлинского насмешника, «Речные заводи» Ши Найаня. 2  В период правления маньчжурской династии был издан целый ряд указов, направленных на регулирование театральной деятельности, пересмотра репертуара на предмет «приемлемо- сти» содержания, посещения выступлений представителями военной и гражданской аристо- кратии [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=