Проблемы литератур Дальнего Востока
197 2. Новые вопросы изучения классической китайской литературы… другое, там значительная часть текста отводится обсуждению предполагаемого брака Мяошань [7, с. 251[18а]–262[40b]]. Вероятно, именно использование текста ханчжоуской редакции заставило Дадбриджа считать этот текст «манифестом женской свободы» [12, p. 102]. Кроме того, в эпизоде с чудесным излечением царя в нанкинской редакции говорится о том, что для изготовления лекарства нужны именно глаза и руки родственника: «Для приготовления лекарства, которое может излечить его, не- обходима пара глаз и рук родственника царя. Как только царь примет лекарство, он сразу же излечится от своей болезни, но если это не глаза и руки родственни- ка, то болезнь излечить невозможно» [15, с. 33b]. В ханчжоуской редакции речь идет не о руках родственника, а о частях тела человека, «который согласится от- дать руки и глаза, не испытав [при этом] гнева» [7, с. 289]. Таким человеком ока- зывается отшельник с горы Сяншань, т. е. Мяошань. Эпизод с самопожертвованием принцессы связывает «Баоцзюань о Сянша- ни» в его ранней редакции с каноническими буддийскими произведениями, что открывает новые перспективы для изучения вопроса о происхождении исто- рии Мяошань. Имя царя, похожее на имя отца Мяошань, — Мяочжуанъянь-ван ( 妙莊嚴王 , «Чудесно и Величественно Украшенный», санскр. Śubha-vyūha-rāja ), можно найти в «Лотосовой сутре» (глава 27, «Прежние деяния царя Чудесно и Величественно Украшенного» ( Мяочжуанъянь-ван бэнь ши пинь , 妙莊嚴王本 事品 ]). Тем не менее этот царь в сутре не был связан с культом Гуаньинь. В «Ло- тосовой сутре» рассказывается о его двух сыновьях, которые в следующем рож- дении стали бодхисаттвами Яо-ваном ( 藥王 ) (Царь медицины) и Яо-шаном ( 藥 上 ) (Высочайший в медицине), также фигурирующими в «Лотосовой сутре» [10, т. 9, с. 59b29–61a02; 16, с. 296–299]. Мяочжуан-ван был глубоко привязан к уче- нию брахманов, но его сыновья были последователями учения Будды и убеди- ли его обратиться в буддизм. Показателен эпизод в этой главе, в котором Мя- очжуан с женой и приближенными отправляется на поклонение к будде. Царь уступил трон своему младшему брату и вместе с супругой, обоими сыновьями, а также со свитой «вышел из дома» и пошел по пути Будды, в результате чего достиг просветления. При этом старшему сыну царя Мяочжуанъяня также при- писывается подвиг самопожертвования. В 23-й главе «Лотосовой сутры» расска- зывается о том, как бодхисаттва Яо-ван, которым стал в следующем рождении старший сын Мяочжуанъяня, пожертвовал, а затем снова обрел свои руки [10, т. 9, с. 53а05–54b10; 16, с. 279]. Возможно, монахи — создатели легенды о Мяо- шань заимствовали некоторые повествовательные детали из «Лотосовой сутры» [12, р. 279], хотя следует отметить и большую разницу между этими двумя сюже- тами. Тема самопожертвования Мяошань, несомненно, связана и с другими буд- дийскими источниками, в которых бодхисаттва часто жертвует собой для спа- сения живых существ, в том числе своих родителей. Истории подобного содер- жания появляются в джатаках ( бэньшэн , 本生 ) и аваданах ( пиюй , 譬喻 ), которые посвящены предшествующим жизням Будды и других буддийских персонажей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=