Проблемы литератур Дальнего Востока

191 2. Новые вопросы изучения классической китайской литературы… развития баоцзюань связан с проповедью буддийских идей и культов [5, с. 65–89]. Баоцзюань предназначались в первую очередь для устного исполнения, но также распространялись и в письменной форме. В отечественной науке до недавнего времени в основном исследовались произведения сектантской направленности 1 . Данная статья посвящена исследованию особенностей формы и содержания старейшей редакции «Баоцзюань о Сяншани», одного из самых известных про- изведений самого раннего, буддийского этапа истории развития жанра. В оте­ чественном китаеведении этот текст остается малоизвестным, несмотря на его распространение и важную роль в народной буддийской практике. Ханойская (нанкинская) редакция «Баоцзюань о Сяншани» была обнаруже- на акад. Б. Л. Рифтиным (1932–2012) в библиотеке Академии общественных наук Вьетнама в 1973 г., где он изучал материалы на китайском языке. Ранее нами со- вместно с Б. Л. Рифтиным уже было опубликовано предварительное исследова- ние нанкинской редакции в сравнении с ханчжоуской [6]. В данной статье про- должается исследование художественных особенностей нанкинской редакции «Баоцзюань о Сяншани», которые показывают значение этого текста в истории китайской простонародной литературы. 1. О ТЕКСТЕ НАНКИНСКОЙ РЕДАКЦИИ «БАОЦЗЮАНЬ О СЯНШАНИ» Полное название текста в ханойском переиздании — «Баоцзюань о Вели- кой милосердной бодхисаттве Гуаньшиинь с горы Сяншань» ( Да бэй Гуаньшиинь пуса Сяншань баоцзюань , 大悲菩薩香山寶卷 ). Издание воспроизводит ксило- граф из печатной лавки Чэнь Луншаня ( 陳龍山 ) в Цзиньлине ( 金陵 , современное название — Нанкин), как указано в его колофоне (по этой причине эта редакция далее называется «нанкинской»). Для первого издания дата не указана, но по не- которым косвенным признакам его можно датировать концом XVI — началом XVII в., когда Нанкин был второй столицей минского государства. Первоначаль- ное нанкинское издание текста было сделано по заказу буддийского монасты- ря Лэняньсы ( 楞嚴寺 ) (Храм Сурангама-сутры) в Цзясине ( 嘉興 ) (провинция Чжэцзян), который был важным религиозным центром в эпоху Мин. Другая достаточно ранняя редакция «Баоцзюань о Сяншани», с полным на- званием «Сутра основных деяний бодхисаттвы Гуаньшиинь» ( Гуаньшиинь пуса бэнь син цзин , 觀世音菩薩本行經 ), представлена в издании из Ханчжоу, датиро- ванном 1773 г.; но сохранилось оно только в частной коллекции японского уче- ного Ёсиока Ёситоё (1916–1979) и было им опубликовано в 1971 г. 2 Долгое время исследователи баоцзюань считали ханчжоускую редакцию 1773 г. старейшей 3 . 1  См.: [1–4]. 2  В настоящей работе ссылки даются на переиздание этой статьи [7, т. 4, с. 242–307]. 3  Более позднее издание этой же редакции (ксилограф 1872 г. издательства Ихуатан ( 翼 化堂 ), Шанхай) хранится в Институте восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге, см.: [8, с. 274].

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=