Проблемы литератур Дальнего Востока
186 Проблемы литератур Дальнего Востока бродетели вина»: «Я как-то не ел целый день и не спал всю ночь напролет, пре- даваясь размышлениям, [но все было] без толку; лучше уж выпить!» [7, с. 1925]. И уж тем более неотъемлемой частью жизни Бо Цзюйи были регулярные вос- соединения с «братьями по оружию» за вином и стихами, особенно во время его службы в Сучжоу и Ханчжоу и на закате лет, в Лояне. Великий поэт, написавший огромное количество произведений во всех воз- можных формах и жанрах, многие из которых впоследствии стали бессмертной классикой, разумеется, не мог ограничиваться лишь одним художественным стилем. Это утверждение в равной степени относится к Ли Бо, Ду Фу, Су Ши, Хуан Тинцзяню и Лу Ю; не был исключением и Бо Цзюйи. В целом поэтическому творчеству Бо Цзюйи свойственно стремление к простоте, но в этой простоте есть место и для патетики. Простота и патетичность вместе образуют сложное диалектическое единство, составляющее основу многогранности поэтического стиля Бо Цзюйи. Чаще всего патетика звучит в стихотворениях, в которых поэт выражает тревогу за судьбу государства и народа, но нередко ее проявления мож- но обнаружить и в пейзажной лирике, и в стихотворных посвящениях природ- ному миру и миру предметов. Патетика наблюдается как в обличительной, так и в идиллической, и в сентиментальной поэзии Бо Цзюйи. Такие стихотворения характеризуются особым эмоциональным подъемом. Поэт мастерски подбирает пышные, полные силы образы, лексику, передающую масштабность и грандиоз- ность, часто прибегает к приему сравнения, в качестве средств сравнения изби- рая образы могучих и величественных предметов или явлений. В патетической лирике Бо Цзюйи можно обнаружить следы влияния его предшественника, вели- кого танского поэта Ду Фу, а также друга и современника Лю Юйси по прозвищу «корифей поэзии». В то же время возвышенность слога в целом соответствует общей направленности поэтической мысли среднего периода Танской династии. Дух конфуцианства — нравственный ориентир Бо Цзюйи, — а также дерзновен- ность и возвышенность чувств, свойственные его характеру, в свою очередь яв- ляются внутренним источником патетики в его творчестве. Литература 1. 陈友琴编 . 白居易资料汇编 . 北京,中华书局, 1962. [Бо Цзюйи: сборник материалов о поэте / ред. Чэнь Юцинь. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1962 . ] (На кит. яз.) 2. 张少康 . 司空图及其诗论研究 . 北京,学苑出版社, 2005. [ ЧжанШаокан . Исследование о Сыкун Ту и его теории поэзии. Пекин: Сюэюань чубаньшэ, 2005.] (На кит. яз.) 3. 郭绍虞 . 沧浪诗话校释 . 北京,人民文学出版社, 1961. [ Го Шаоюй . Замечания и пояснения к «Поэтической критике [отшельника] Цанлана». Пекин: Жэньминь вэньсюэ чубаньшэ, 1961.] (На кит. яз.) 4. 丁福保辑 . 历代诗话续编 . 北京,中华书局, 2006. [Собрание поэтических критик в хронологическом порядке: продолжение / сост. Дин Фубао. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 2006.] (На кит. яз.) 5. 丁福保辑 . 清诗话 . 上海,上海古籍出版社, 2015. [Поэтические критики эпохи Цин / сост. Дин Фубао. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2015.] (На кит. яз.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=