Проблемы литератур Дальнего Востока

183 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу первенство, но в [конечном итоге] все они глядят тебе в спину. В мире идет несконча- емая борьба, но среди всех людей света не найдется достойного соперника мне. Труд- но удержаться тому, кто заберется на самую вершину бамбуковой жерди. Тот, кто начал партию позже, вовсе не обязательно проиграет. Так и всходы в горах и листья на деревьях — те, что первыми зазеленели с приходом весны, первыми же увянут [8, с. 2027]. В стихе «Два аллегорических стихотворения в ответ сянгуну Ню [Сэнжу], первое» Лю Юйси есть строки: «Двое, поднявшись выше бамбуковых жердей, хвастались, что достигли неба. Но оглянуться не успели, как взмахом рукава их вниз смахнули с головокружительной высоты» [10, с. 716]. Бо Цзюйи позаим- ствовал у него образ бамбуковой жерди и, дополнив его сравнением с шахматной партией, метафорически описал принцип непредопределенности победы и по- ражения в человеческой судьбе. В следующих двух строках, начинающихся со слов «Так и всходы в горах…», образ растений, что, достигнув расцвета, увядают, использован как метафора к взлетам и падениям в жизни человека. В данном стихотворении Бо Цзюйи, как бы перевоплотившись в своего друга, «корифея поэзии» Лю Юйси, продемонстрировал свое понимание бессмертного величия его поэзии. Более того, возвышенность слога в целом соответствовала общей направ- ленности поэтической мысли того времени. Помимо Лю Юйси, показательным примером тому является творчество Хань Юя. Пань Дэюй (Цин) так писал в сво- их «Заметках о поэзии Ли [Бо] и Ду [Фу] из кабинета Уединения», первом цзюане : «Цинчжи из рода Вэй сказал: “…если поэт хочет владеть выдающимся слогом и стилем и при [этом] писать непринужденно, ему следует учиться у Туйчжи и Тайбая 7 ” <…> стихи Туйчжи действительно выдающиеся, хоть непринужден- ными их и не назовешь…» [14, с. 2055]. И действительно, самые оригинальные и характерные стихи Хань Юя отличаются эмоциональностью и торжественно- стью — например, «Песнь о каменных барабанах», в которой уверенным и лако- ничным, выразительным, красочным языком повествуется история возникнове- ния древних каменных барабанов 8 («[он] в ярости поднял императорскую рать», «забряцали мечи, ударяясь о яшмовые подвески на поясах») [15, с. 409]. Благо- даря употреблению большого количества экспрессивной лексики, особенно гла- голов, стих получается энергичным, живым, дерзновенным, преисполненным чувства гордости [16, с. 261]. Бо Цзюйи, хоть сам и стремился к легкости и про- стоте своего слога, будучи человеком своего времени, не мог не поддаться влия- нию окружения. Бо Цзюйи и Хань Юй, являясь родоначальниками двух главных направлений в поэзии среднего периода Тан, придерживались совершенно раз- личных поэтических убеждений и взглядов, мало общались и почти не обмени- 7  Туйчжи — имя- цзы Хань Юя. Тайбай — имя- цзы Ли Бо. 8  Каменные барабаны — археологический памятник времен династии Цинь; десять кам- ней в форме барабанов с высеченными на поверхности четырехсловными стихами; обнаружены в эпоху Тан в Шэньси.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=