Проблемы литератур Дальнего Востока
177 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу В обличительном стихотворении «Большая вода» [8, с. 139] периода жизни в Сучжоу, Бо Цзюйи, желая отразить весь ужас последствий разрушительного наводнения, широко применяет выразительную и сильно эмоционально окра- шенную лексику (глаголы: «оборвать [с петель]», «обрушиться», «вихриться», «опрокидывать», «палить», «клокотать»; прилагательные: «необъятный», «без- брежный»). На этом фоне особенно резко звучит укор поэта тем «лодочникам», которые и во время стихийного бедствия «находят свою мизерную выгоду [в чу- жих несчастьях]». Если говорить о стилистическом уровне патетической поэзии Бо Цзюйи, излюбленными художественными приемами поэта являются метафора и срав- нение, причем в качестве средств сравнения выступают величественные, мо- гучие предметы или явления, призванные придать образу сравниваемого объ- екта еще большую силу и вес. Ярким примером является сучжоуский стих Бо Цзюйи «Мальчик Сюэ Янтао играет на бамбуковом рожке»: «Первая нота про- звучала, как залп», «последний звук оборвался [резко], как удар ножа», «звуки непрерывной чередой катятся друг за другом , как жемчужины, нанизанные на нитку», «низкая нота — упавший грузно камень, высокая нота взмывает, как легкое облачко», «в миг, когда другие музыканты напрасно тщились извлечь му- зыку из своих струн и флейт, прозвучала нота, которая заглушила все остальные , и тогда [все] инструменты вторили ей в унисон, словно войска, ровными ряда- ми идущие за своим полководцем» [8, с. 1674]. Уподобление первой ноты зал- пу и удару ножа — тишины, наступившей после того, как отзвучала последняя, с первой же строчки настраивают читателя на торжественный лад. Еще бóльшую силу и проникновенность описанию придают образы мелодии, перекатываю- щейся , как жемчужины на нитке, низких звуков, громыхающих, как камни, вы- соких, подобных взмывающим в небо облачкам, и, наконец, той самой, главной ноты, которая задает тон всем остальным инструментам, подобно командиру, ведущему за собой армию солдат. В другом произведении под названием «Слу- шаю дудочку из камыша» Бо Цзюйи как-то писал: «…[звук] резкий и величе- ственный, как у бамбукового рожка» [8, с. 2855]. В стихотворении «Мальчик Сюэ Янтао играет на бамбуковом рожке» как раз и раскрывается эта «величествен- ная» сторона звучания, казалось бы, такого незамысловатого музыкального ин- струмента. Таким образом, именно метафора и сравнение являются основными стилистическими средствами, к которым прибегает Бо Цзюйи для достижения патетического звучания своей поэзии. Чаще всего возвышенный тон поэзии Бо Цзюйи является результатом со- четания всех трех вышеперечисленных факторов. К примеру, вот как Бо Цзюйи описывал величие горных вершин (первое четверостишие стихотворения «По- священие пику Небесный Столп»): «Созвездия на небосклоне, подобно страже, застыли с двух сторон от нефритовой башни. Бессмертные владыки во дворце из зеленой яшмы оберегают покой в девяти небесных кругах. Небесный Столп вознес на самые вершины солнце и луну. Бездонные провалы взяли в плен ту- маны и грозы» [8, с. 2966]. Именно великолепно подобранным образам («со-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=