Проблемы литератур Дальнего Востока

175 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу сах и вечной зелени южных лесов рисует перед читателем необыкновенной кра- соты пейзаж природы в окрестностях озера Дунтинху. Помимо обличительных, хвалебных стихотворений и пейзажной лирики патетика нередко встречается в стихотворениях Бо Цзюйи, посвященных при- родному миру и миру предметов. Так, в трех его ранних стихотворениях («Меч [мастера] Яцзю», «Меч командира Ли» и «Сломанный меч») воспевается меч как олицетворение твердости и благородства характера. Мечи в поэзии Бо Цзюйи разят полчища врагов, рассекают облака, обезглавливают презренных, карают предателей — другими словами, борются со злом во всех его проявлениях. Есть у Бо Цзюйи стихотворные посвящения сосне: «Под конец года все горы усыпа- ны снегом, и [только] пушистые [ветви] сосен [все такие же] изумрудно-зеле- ны» («Десять ответных стихотворений; Отвечаю [на стихотворение] о сосне») [8, с. 239], — и пихте: «Ее могучая крона — множество острых клинков, ствол — не- сгибаемый стержень, прямой от корня до макушки» («Посадил пихту») [8, с. 614]. В двух стихах под названием «Камень из озера Тайху» описывается скрытая сила, таящаяся внутри камней; в стихотворениях «Затяжной дождь» и «Радуюсь дож- дю» восхваляется великолепие грозовых ливней. Бо Цзюйи умел придать торже- ственную окраску даже таким обыденным вещам, как веер или песенка рожка («Мальчик Сюэ Янтао играет на бамбуковом рожке», «Веер из белых перьев»). Патетика встречается не только в обличительной, но и в идиллической, и в сен- тиментальной поэзии Бо Цзюйи, как, например, стихотворения «Вечером смо- трю вдаль» и «Навеяно впечатлениями от путешествия по реке Янцзы из Шу до устья озера Дунтин», которые сам Бо Цзюйи четко определял как идиллические, или «О том, что я ощутил, впервые оказавшись на реке в ущелье» и «Песнь о на- рисованном бамбуке», обычно относимые к сентиментальным. 2 Патетика в поэзии Бо Цзюйи часто является результатом сочетания цело- го ряда художественных средств: образности, лексического подбора и исполь- зования поэтических тропов. В первую очередь настроение величия, грозности создают мастерски подобранные образы: «поток», «горы», «ветер», «облака», «меч» и др. Так, ханчжоуское стихотворение Бо Цзюйи «Вечером гляжу с Реч- ной башни, зазывая гостя из дальних краев» [8, с. 1630] начинается со строк: «В сумерках, поднявшись на Речную башню, гляжу на восток. Безбрежное небо сливается с водой . Раздаются вширь, теряются вдали силуэты гор и очертания рек». Обозначив мощными мазками беспредельное небо, громаду необъятных горных хребтов, потоки могучих рек, следом Бо Цзюйи вырисовывает на их фоне тысячи огней в окнах домов, Млечный Путь, отражающийся на воде, ветер, ка- чающий вековые деревья, песчаные равнины в свете луны. Именно эти образы и передают ощущение грандиозности той панорамы, которая, как на ладони, от- крылась поэту с высоты Речной башни. В «Квинтэссенции поэзии Тан и Сун», седьмом цзюане , дается следующая оценка данному стихотворению: «Подняв-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=