Проблемы литератур Дальнего Востока
153 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу поэт совершил некоторый прорыв и привнес ряд инноваций. Из поэзии были ис- ключены такие приемы выражения конфуцианской поэтики, как «писать тонко, но понятно» и «сетовать, но не проявлять гнев», использованы стилистические принципы речи «простой и прямой», «откровенный и четкий», что позволило избежать обличения творчества в чистую эстетическую форму, но сделать ее реа- листичной, близкой к повседневной жизни, более понятной и легкой для воспри- ятия читателями детского возраста. По своему содержанию стихотворения Бо Цзюйи близки к реальной жизни общества того времени, в них описаны радости и печали жизни людей, изображены жизненные сцены тяжелого людского труда, отражены невзгоды людей низшего класса той эпохи. С позиции эстетического восприятия ребенка к таким произведениям можно отнести стихотворения «Я смотрю, как убирают пшеницу» и «Старый угольщик». В первом произведении Бо Цзюйи использует стихотворную форму пятисложного восьмистишия, ла- коничными выражениями описывает, как крестьянская семья усердно трудит- ся в поле в конце лета. Здесь неоднократно появляются изображения женщин и детей, которые хотя и не работают в поле, но «одни за другими идут по дороге к полю», и их цель заключается не только в том, чтобы носить еду и воду работа- ющим в поле домочадцам. Хотя «стебли пшеницы на землю ложатся, желтеют…» и урожай уже почти собран, но женщины все еще продолжают собирать колосья: «и в правой ладони зажала поднятый колос», — поскольку крестьяне должны платить чрезвычайно высокие налоги, и, несмотря на прекрасный урожай, они все равно продолжают жить впроголодь, поэтому в стихотворении далее мы ви- дим строки «зерно подбираю — хоть так утолить бы голод». Поэт, никогда не занимавшийся сельским хозяйством, сравнивает довольство героев с «собствен- ным» обильным жалованьем и испытывает ни с чем не сравнимое чувство вины. Все стихотворение в основном имеет повествовательный характер, сцены тесно связаны между собой, а персонажи описаны крайне сжатым образом, что де- монстрирует явные черты реализма в стихотворных изобразительных приемах. Другим примером является произведение «Старый угольщик», в котором автор сначала использует прием сжатого описания, чтобы познакомить читателя с пер- сонажем, а затем абсолютно объективно изображает двойственность чувств старика: «Простое платье на голое тело, пищу в голодный рот. Жалко его — на плечи накинут рваный летний халат. Он огорчен — дешевеет уголь. Скорей бы пришла зима!», — что на самом деле острая сатира и мнение автора о невзгодах простых людей нижних социальных слоев . Вся поэма написана с позиций всеве- дущего зрителя, развитие действия описывается словно по повествовательному сценарию — от повозки, запряженной быком, которая едет ночью по снегу за пределами города, до «Угольщик голоден, бык измучен, а солнце уходит ввысь. К югу от рынка, перед заставой, встали они в грязи» и далее до того, как по- сланный двором евнух насильно забирает уголь у старика, и, прекрасно зная, что деньги дороже шелка, расплачивается с ним не монетой, а куском красной ткани, забирая у угольщика народное богатство. Общая лексика этого стихотворения лаконична, описания понятны и отличаются общедоступностью и универсаль-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=