Проблемы литератур Дальнего Востока

151 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу литические взгляды Бо Цзюйи полностью отражают его искреннее сочувствие и гуманистическую заботу о бедных и слабых. Объектами его описания и вос- хваления стали женщины и дети, находившиеся в то время на обочине феодаль- ного общества. Бо Цзюйи написал много древних стихотворений, описывающих положение женщин и детей в обществе своего времени. Например, в «Песни о сборе лотоса» застенчивая девушка сталкивается со своим возлюбленным, сти- хотворение «Смотрю, как убирают пшеницу» повествует о женщине с ребенком, в четверостишии «На пруду» красивая девушка плывет на лодке, в поэме «Лют- ня» героиня играет на лютне в столичном городе и другие произведения, где женские и детские персонажи становятся главными объектами повествования. В своем творчестве автор в основном использует линейное описание, отмечает динамическое развитие поведения главных героев, изображает крупным пла- ном мельчайшие движения, детали телосложения, мимики, тем самым реализуя эстетическое воображение читателей. Во время описания поведения и действий персонажей Бо Цзюйи добавляет тонкое и лаконичное описание сцены, места, где разворачиваются события, чтобы реализовать многоплановую эстетическую образную композицию, в которой передает красоту ситуации, картины и цве- тового решения. Красота ситуации рассматривается так же, как и с точки зре- ния теории эстетики Микеля Дюфрена: «Существование художественного про- изведения не может быть подавлено “фактическим материалом” произведения, но должно приобрести ощущение эстетики динамической формы через изо- бражаемый объект, привлекая внимание читателей к внешней форме динамиче- ской красоты и указывая на какой-либо определенный смысл» (цит. по: [2, с. 70]. Среди произведений Бо Цзюйи в четверостишиях, состоящих из двадцати иеро- глифов, количество глаголов иногда может достигать пяти и даже семи, однако произведение вовсе не подавляется этим «фактическим материалом». Напротив, с помощью глаголов выстраивается «изображаемый объект», через эстетическое понимание поэзии читателем осуществляется реализация эстетического вос- приятия. Приведем в качестве примера знаменитое четверостишие «На пруду», во время чтения мы обнаруживаем пять глагольных групп, центрами которых являются глаголы «поддерживать», «собирать», «возвращаться», «прятаться», «открывать», эстетические элементы поэзии в изобилии проявляются в вос- приятии читателя. Бо Цзюйи через пять групп глаголов дает линейное описание действия и поведения ребенка, украдкой срывающего белый лотос, сопровождая это детальным описанием синевы пруда, представляет зрителю увлекательную картину, как ребенок летним днем собирает лотос. Слова Бо Цзюйи просты и по- нятны по своей языковой форме, которая больше соответствует уровню языка, которым пользуются дети, а по содержанию слова в данном произведении объ- ективно совпадают с детским физическим и духовным опытом, практическим примером из детской жизни. По этой причине данное стихотворение не только успешно воспринимается взрослыми читателями, но и способствует осмысле- нию образа субъектом восприятия и эмоциональному участию читателей дет- ского возраста, реализуя тем самым эстетическое восприятие произведения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=