Проблемы литератур Дальнего Востока

149 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу Наша мысль подтверждается определением слова «корень» в словаре «Шовэнь цзецзы» (ксилографическое издание эпохи Цин, автор Чэнь Чанчжи): «Нижняя часть ствола дерева. Звучание схоже с гэнь ». В словаре Канси есть следующая за- пись в разделе «Иероглифы с детерминативом «дерево»: иероглиф «корень» встречается в словарях рифм «Танъюнь», «Цзи юнь», «Юнь хуэй», «Чжэн Юнь», произносится как гэнь . В словаре «Шовэнь» описывается как «нижняя часть ствола дерева». В «Цзо чжуань» видим следующее упоминание: «Когда фермер убирает траву, она должна быть укоренена , не должна разрастаться снова…» В труде «Гуань-цзы» в главе «Типы земель» отмечаем следующее употребление: «Земля — это источник всего живого, корень всех живых существ». В энциклопе- дии «Гуанъя» снова видим определение слова «корень»: начало 1 . Из всего выше- перечисленного можно сделать вывод, что иероглиф «корень» имеет тесную связь с обозначением корня у растений; исходное значение этого слова, несо- мненно, обозначает часть корневой системы, покрытую травой и деревьями, на- ходящуюся в земле. Заметим, что в главе «Типы земель» ( Гуань-цзы ) иероглиф «корень» уже используется в переносном значении «источник, первопричина», в энциклопедии «Гуанъя» он используется в значении «начало, начальный». Ос- новываясь на всем вышесказанном, мы считаем, что слова Бо Цзюйи «чувства — это корень » можно понимать, как «чувства есть источник или начало (поэтиче- ского творчества)». Такое понимание не только образовывает коррелятивную связь с последующим словом «раньше» в отрывке «нет ничего раньше слов», но и разъясняет смысл и логическую связь с последующими словами «слова — это росток, звук — это цветок» . Это описание выше, состоящее из двенадцати слов (восьми иероглифов в оригинальном тексте), можно рассматривать как квинтэссенцию мыслей автора о функциональной роли поэзии. В кратком изло- жении Бо Цзюйи разъясняет функции поэзии с помощью метафор, продвигаясь слой за слоем, раскрывая тесные связи всех составляющих поэтического творче- ства. Его слова можно истолковать следующим образом: «чувства и эмоции сти- хотворного произведения являются источником творчества, слова, язык поэ- зии — это растущие побеги, с помощью изящных мелодики и ритма стихотворе- ния раскрывается его красота и очарование (это и есть цветы), а выразительная ценность произведения и является плодом, то есть самой целью поэтического творчества». Так, слова «долг — это реальность» здесь необходимо понимать как цель творчества, высшую идею. Поскольку иероглифы «чувства» и «долг» отра- жают идейно содержание, то, конечно, и источник, и цель творческой деятель- ности одинаково важны, но в итоге источник творчества все же служит достиже- нию творческой цели. В процессе знакомства с поэтическим наследием Бо Цзюйи обнаруживается, что «чувства» и есть источник его произведений, кульминация прочтения каждого стихотворения, а «долг», в свою очередь, становится реаль- ным проявлением и целью его работ. В поэзии выражение поэтом эмоций по по- воду какой-либо ситуации или предмета может вызывать у читателей сопережи- 1  Словарь Канси. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 2010. С. 524. (На кит. яз.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=