Проблемы литератур Дальнего Востока

142 Проблемы литератур Дальнего Востока денности, тем самым выражая самые горестные, унылые, печальные и скорбные настроения по поводу препятствий, вставших на пути жизненных ценностей. Подобное можно также обнаружить в стихотворениях о легочном недуге у таких поэтов , как Ду Фу, Мэн Цзяо, Ли Хэ. Однако в описании легочного недуга у Бо Цзюйи нет ничего, связанного с гневом и подавленностью ци легких. Из сказанного выше следует, что вызван- ные болезнью легких «легочный кашель» и «легочная жажда» передают диском- форт от холода и голода и усталость от жизни в тех местах, куда поэта отправляли в ссылку. К тому же на фоне карьерных взлетов и падений и тягот болезни поэт демонстрирует непринужденное поведение и умение спокойно приспосабли- ваться, что превращает беспечность и следование своим желаниям в особую ха- рактеристику недуга. Из-за утоления алкоголем легочной жажды естественный и расслабляющий характер вина соединился с изначальной подлинной природой легких, что выразилось в появлении личного безмятежного и непринужденного духовного пространства. Это привело к тому, что в художественном стиле Бо Цзюйи во время болезни можно выделить две тенденции. Одна из них — «бла- годаря недугу познал досуг», то есть вслед за недомоганием обнаружил безмя- тежный внутренний мир. Бо Цзюйи ощутил это в возрасте 36 лет, когда был в расцвете сил и знал, что должен приспосабливать свою работу и отдых «со- ответствующим образом» к своему физическому состоянию. Заболевание как раз предоставило ему такие спокойные внешние условия, возможность на время уйти от дел, высвободить время для досуга и не быть связанным делами. В то же время создаются внутренние условия для физической и моральной разгрузки: когда физиологические процессы замедляются и затухают, тело податливо при- ходит в расслабленное бессильное состояние, и поэт не сопротивляется и не се- тует — таково состояние недеяния. Вслед за недугом легких пришло бездействие, но и более стабильным стало общее состояние, и он спокойно начал вести досу- жую свободную жизнь, подходящую для больного организма. Я поначалу утруждал себя на службе, не заболел бы — не познал досуг . («В отпуске по болезни в праздности взираю вдаль с Южной беседки») [3, c. 277] Мой легочный недуг не даст испить вина, со зрением таким не почитаешь книг, Что совершенно нечем мне заняться, и ум и тело в праздности безмерной. («Живу в праздности») [3, c. 404] Заботишься о теле при недуге долгом, как следует познав досуга вкус. («Приступаю к делам в округе») [3, c. 435] Вторая тенденция — «быть довольным своей судьбой», что означает такое отношение к болезни, когда человек «вместе с болезнью сосуществует в радости»: В досужий час у зеркала подумал о себе, мой дряхлый вид таков, каким быть должно. Седых волос, что трав, — чему дивиться,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=