Проблемы литератур Дальнего Востока
141 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу Я в пятьдесят служу в Цзянчэне, отставлю чарку, о себе подумав. И голова еще не полностью седая, и я чиновник не сказать, что низкий. Но благосклонности искать напрасно, и для веселья ныне слишком поздно. Больные легкие хотя вина боятся, но сердце все еще стихом гордится. В вечерний час — танцуют рукава красавиц уских, весной исполнят варварские цы напевы. И точно так смогу еще я годы с друзьями чашу поднимать в цветенья пору. («За вином приободряю себя») [3, c. 1335] Хотя он и говорит о том, что «больные легкие боятся вина» ( 《肺傷怕酒》 ), все же независимо от себя при случае предается возлияниям. На сей раз своевольная и ничем не стесненная жизнь, вызванная винопитием, связанным с «жаждой лег- ких», явилась желанием Бо Цзюйи заявить о болезни окружающему миру. А сво- бодное излияние чувств, яркий характер, отличающийся чувством собственно- го достоинства и оптимизмом, — это его непосредственная индивидуальность, которая была сокрыта в легких, управляющих ци и вмещающих души по . Легкие с проникнувшим в них алкоголем совместно вызывают сильное возбуждение, в результате которого появляется эмоциональное утешение, в этом и есть секрет сосуществования Бо Цзюйи со своими недугами. Таким образом, согласно китайской медицине , алкоголь наносит вред лег- ким, однако благодаря тому что он обнажает подлинную индивидуальность и поднимает над обыденным, не возникает противоречия между вином и лег- кими. Бо Цзюйи в зрелом возрасте (в 39 лет) называл вино «лекарством, рассеи- вающим печаль», считал, что оно способно чудесным образом устранять грусть, а после более чем трех чарок можно попасть в подлинный мир свободного серд- ца и искренних чувств, вплоть до того, что можно отрезать связь с чужеродным миром коварства и изменчивости. И это заявление самому себе равносильно ут- верждению миру: «Скитания и тяготы болезни не истощили моих изначальных устремлений , а также не изменили моей природы». 2.4. Примирение с болезнями Бо Цзюйи Как было сказано выше, печаль вредит легким, а вино способно развеять печали . Каковы же настоящие тревоги ученых мужей , наносящие такой вред лег- ким? Вспомним снова, что легкие открываются в носовые отверстия и взаимо- действуют с внешней энергией ци . Кроме того , благодаря способности управлять ци и вмещать души по , в них сосредотачиваются искренние стремления и по- мыслы, которые как могут быть сокрыты внутри и располагать к самопознанию, так и транслироваться во внешний мир, одновременно испытывая влияние из- вне. Когда же не осуществляются изначальные намерения, желания, для реали- зации которых приложены все усилия и на которые возложены все надежды, именно это напрямую ранит их душу, в которой сконцентрировано все самое изначальное. Поэтому тяжелые состояния при легочных заболеваниях проявля- лись в чувстве стеснения в груди, жаре, внутреннем жжении, худобе и измож-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=