Проблемы литератур Дальнего Востока
133 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу ци проникают через нос, коренятся в сердце и легких, влияют на то, что видим пять цветов, а звуки имеют градацию. Пять вкусов проникают через рот, сокры- ты в кишечнике и желудке, питая пять видов ци . Ци приходят в гармонию, и по- является жизнь, жидкости организма взаимно дополняют друг друга, и духовная субстанция шэнь сама по себе существует» [1, с. 29, 41]. Если энергия ци в легких обильна, то обмен веществ проходит нормально, регуляция теплообмена в нор- ме, тело снаружи и внутри насыщается и увлажняется, кожа гладкая, покровы и волосы блестящие, плоть и кости здоровые, цвет лица светлый, голос ясный, а дух шэнь полон сил и энергии. Помимо всего сказанного, легкие — это еще и вместилище душ по . Зарожде- ние душ по — это источник жизни; они появляются еще до телесной оболочки. С обретением тела души по перемещаются в легкие, именно за счет энергии ци в легких восполняются запасы здоровья и таким образом поддерживается жиз- недеятельность. То, что хранится в пяти органах: в сердце — дух шэнь , а в легких — души по («Су вэнь» («Вопросы о простом»), «Сюаньмин уци» («Разъяснение пяти ви- дов ци»)) [1, с. 86]. То, что соединяет субстанцию цзин , способно входить и вы- ходить — это души по , души по сосредоточены в легких («Линь шу» («Ось духа»), «Бэнь шэнь» («Основы шэнь»)) [2, с. 525] . Поэтому если ци в легких обильно, насыщение цзин и душ по достаточное, функции душ по тоже раскрываются, внешне это проявляется в телесном здоро- вье, координации конечностей, сияющем цвете лица. На духовном уровне это ясность мыслей, громкость звуков голоса, четкость речи, что является основой долголетия. К пятидесяти годам слабеет энергия ци печени, к шестидесяти — ослабевает энергия ци сердца, к семидесяти — становится пустой энергия ци селезенки, однако по-прежнему можно поддерживать жизнь, но к восьмидеся- тилетнему возрасту иссякает ци в легких и души по удаляются , и рассеивается в большей степени первоначальная энергия ци ( юань ци ), которая при зарож- дении жизни собирала энергетическую субстанцию цзин , к тому же реакция на соприкосновения с внешним миром постепенно ослабевает, что означает невоз- можность дальнейшего продолжения жизни . Подводя итоги , можно сказать, что легкие управляют энергией ци , вмеща- ют души по , являюся главным из пяти органов, если ци и души по пребывают в состоянии полноты, тогда в теле появляется внутренняя и внешняя крепость, которая проявляется в том, что человек физически здоров и обладает ясностью ума . Кроме того, души по , которые сосредоточены в легких, отвечают за само- зарождение жизни, это изначальная основа полноты энергии в легких, поэтому они соединяют в человеке врожденные способности и природный изначальный характер, которые благодаря воздействию приобретенного обильного ци легких прорастают в искренние чувства и подлинную сущность.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=