Проблемы литератур Дальнего Востока
132 Проблемы литератур Дальнего Востока создал такую индивидуальную манеру описания недугов и эмоциональное со- держание, которые хотел оставить в памяти поколений. В ходе художественной обработки медицинской терминологии он сделал более глубоким смысл самой болезни и соединил в особый во всех отношениях яркий жанр «воспевания не- дугов». В данной статье последовательно изучаются особенности легких, таящих в себе множество изменяющихся болезней, а также анализируется, каким обра- зом Бо Цзюйи, использовав такую сторону легких, как «управление ци и средото- чие душ по » и симптомы легочных заболеваний — кашель и жажду, создал мно- жество способов художественного описания болезней легких. Мы , в свою оче- редь, надеемся найти новые возможности для исследования поэзии Бо Цзюйи благодаря затишью в жизни в период пандемии. 1. ЛЕГКИЕ И БОЛЕЗНИ ЛЕГКИХ В МЕДИЦИНСКИХ ТРУДАХ 1.1. Особенность легких: «управлять энергией ци и вмещать души по » Легкие — один из пяти главных органов , в системе всех органов занимают самое высокое положение, их основная функция — укрывать и охранять все ор- ганы от внешних неблагоприятных факторов, а также управлять циркуляцией энергии ци в теле и направлять ее по всем каналам, поэтому легкие являются главным среди всех органов. В главе «Су вэнь» («Вопросы о простом»), третьем цзюане , главе 8 «Линлань ми дянь» («Секретный свод Линланя») из «Канона Желтого императора о внутреннем» сказано: «Сердце — главный орган благо- родного мужа. Шэньмин ( 神命 ) (другое название человеческого духа, цзиншэнь ( 精神 )) коренится в нем. Легкие — «первый министр среди органов», регулируют жизненные процессы» [1, с. 36] . Тело человека управляется сердцем, сердце — го- сподин, контролирует умственную и духовную деятельность. Легкие занимают высокое положение первого министра, помогают сердцу управлять распростра- нением энергии. Поэтому , когда пища поступает в желудок, желудок образует энергетическую субстанцию цзин , после чего она поднимается вверх в легкие, которые распространяют ее по жидкостям организма, управляя тем, чтобы жид- кости тела питали весь организм, так все органы «насыщаются влагой» из легких. Кожа, мышцы, фибры и поры также получают жидкость из легких. Кроме того, легкие регулируют распространение питательной энергии ци и защитной энер- гии ци , иньской и янской энергии ци , поэтому являются ключевым звеном обме- на веществ в организме и, таким образом, называются «первым министром среди органов». Во-вторых, легкие хотя и относятся к пяти главным органам, пять видов ци поступают в них через нос, что делает легкие органом, непосредственно связан- ным с внешней средой и воздухом, также отвечающим за накопление пяти видов ци , поступающих через нос. В «Большом рассуждении о соответствии образов субстанциям инь и ян » говорится: «Небесное ци проникает в легкие». В главе «Трактат о шести чувствах и их отражении в органах» есть слова: «Пять видов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=