Проблемы литератур Дальнего Востока

124 Проблемы литератур Дальнего Востока сто выражается идиомой 塞翁失马 8 ). Именно в этом ключе в тексте передается мысль о том, что, хотя поначалу отправка автора в ссылку казалась негативной, на деле она оказалась «наилучшим шансом, данным мне Небом». О влиянии религий и философских учений ответы однозначны — 36 ре- спондентов обнаружили даосские и буддийские влияния, только один отметил христианские, и еще один ничего не заметил. Эмоции и настроения, которые указаны в ответах: восхищение, осознание, смирение, душевное спокойствие, благодарность и просветление. Во всех ответах указывается отказ от матери- альных благ и слияние с природой, пренебрежение к бытовым проблемам. Один из ответов гласит: «Есть личный опыт, который открывает глаза; катарсис, по- средством которого человек очищается и гармонизируется… испытывает благо- дарность и почтение к предкам; стремление быть не в одиночестве, а с семьей (как цель современного общества)». Другой респондент нашел в тексте «простую радость обычной жизни, в своего рода безвременье — одной из главных целей даосизма, а также в некоторой степени буддизма, если предположить, что это дело близко к нирване — слиянии с остальным миром». Хотя в самом произведе- нии семья упоминается только один раз, в ряде ответов подчеркивается стрем- ление вернуться к ней. Один из посылов произведения, который трудно понять иностранной ауди- тории, — исконная связь художественного творчества и садоводства. Во времена династии Тан некоторые из поэтов, которые часто были чиновниками, «зачастую выражали свои надежды и стремления на будущее через возделывание садов, а также участвовали в развитии живописных мест, где они служили. Некоторые литераторы, полагаясь на свое понимание красоты садов, посвящали себя строи- тельству собственных лесных хижин. Сады литераторов воплощают их глубокое понимание гармонии и стремление к природе, а также смысл человеческой жиз- ни и скрытые переживания» [16, c. 88]. Таким образом, обнаруживается глубокая связь между литературой, живописью и созданием и уходом за садами. Эстети- ческое восприятие, стремление к гармонии в мире, поиск и открытие себя в при- роде связывают эти разные виды деятельности. «Бо Цзюйи — первый человек в истории, который может быть назван “литературным садовником”, и именно “Записки из дома отшельника в горах Лушань” является одним из образцов для “сада литераторов”» [16, c. 88]. В произведении природный пейзаж описывается конкретными фигурами: «Вокруг озера было много мангустинов и диких цветов, а внутри него разводились белые лотосы и белые рыбы». В тексте представле- ны также действия самого Бо Цзюйи, которыми он культивирует этот природ- ный сад: «Я всегда насыпаю кучу земли, чтобы создать возвышенность, собираю камни, чтобы оформить альпинарий, и огораживаю маленькое озерцо». Исходя из того, как это рассказывается в произведении, он явно занимался этим всю жизнь. Взаимосвязь садоводства и творческого осмысления мира не прокоммен- 8  Букв. «старик у границы теряет своего коня». Имеется в виду, что нельзя заранее пред- угадать, обернется ли данное событие к лучшему или к худшему.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=