Проблемы литератур Дальнего Востока
120 Проблемы литератур Дальнего Востока ГОРА ЛУШАНЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Гора Лушань ( 庐山 ) много раз появляется в китайской художественной ли- тературе, и неслучайно, так как это образ с культурным содержанием. В поэзии Тао Юаньмина ( 陶渊明 , 365–427) гора Лушань является символом несбывшейся мечты об отдалении от мира. Творчество Тао Юаньмина считается источником вдохновения для поэзии эпохи Тан. И для самого Бо Цзюйи тот факт, что он при- ехал в место, где когда-то жил великий поэт, так же как и «раздумье над судьбой Тао Юаньмина должно было помочь поэту примириться с жизнью изгнанника» [5, c. 18]. Гора Лушань не входит в число священных гор Китая, но она также связа- на с фигурами легендарных даосских бессмертных [10, р. 15]. В какой-то степе- ни в литературе она становится образом места, где может осуществиться мечта об уединении и возвращении к себе. «Во времена Южных династий образ горы Лушань был озарен священной атмосферой. Современник Тао Юаньмина — Се Линьюн (385–433) представляет ее как “гору Бессмертных”, а Цзян Янь (444–505) описал ее как место мифических птиц и нефритовых растений, полное бессмерт- ных духов» [10, р. 15]. Кроме того, считается, что в начале династии Чжоу ( 周朝 , ок. 1046–256 гг. до н. э.) прото-даос Куан Су ( 匡俗 ) удалился в отшельничество в этом месте, надеясь достичь бессмертия, и построил хижину, откуда происхо- дят некоторые названия горы — «гора Куан», «гора со скитом Куана» [10, р. 16]. Именно этим именем его называет Бо Цзюйи в «Записках из дома отшельника в горах Лушань» ( 匡庐 , «скит Куана»). Иероглиф 庐 означает ‘хижина, скит, ша- лаш, жилище отшельника’. Согласно одной из легенд, Куан Су обрел бессмертие и бесследно исчез в горах. Из-за этого гору называли «жилищем бессмертных» ( 神仙之庐 ), а позже — гора Лушань. Первые письменные сведения, в которых встречается это имя, — «Записки великого историка» ( 《史记》 ) 4 . Несомненно, мистический образ горы Лушань очень сильно связан с буд- дизмом. В основном это из-за буддийского патриарха Хуэйюань ( 慧远 , 334–417), основателем школы Чистой земли 5 в буддизме, также известной как Общество Белого лотоса, который построил храм Дунлинь ( 东林寺 ) в 386 г. у подножия горы Лушань в провинции Цзянси. В литературе Лушань получила наиболь- шую известность благодаря двум знаменитым поэтам династии Тан: Ли Бо и Бо Цзюйи. Ли Бо написал более 20 стихотворений, посвященных этому месту, в том числе «Баллада о горе Лушань» ( 《庐山谣寄卢侍御虚舟》 ) и «Созерцание водопа- да Лушань» ( 《望庐山瀑布》 ). За время, проведенное там, кроме «Записок из дома отшельника в горах Лушань», Бо Цзюйи написал о ней и стихи. Бо Цзюйи интересовался как буддизмом, так и даосизмом, он даже обратил- ся к алхимии, ища лекарство для своих друзей. «Свидетельства алхимических увлечений Бо Цзюйи многочисленны и упоминаются как в произведениях са- 4 См.: [11]. 5 Школа Чистой земли ( 净土宗 ), или амидизм, является ветвью Махаяны — «Большой ко- лесницы» в буддизме.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=