Проблемы литератур Дальнего Востока
119 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу В 831 г. он удалился от мира и нашел убежище в маленькой деревне Лунмэнь, недалеко от Лояна, где провел последние 14 лет своей жизни, написав большое количество стихотворений [1, р. 351–352]. Бо Цзюйи создал множество стихов сатирического и разоблачительного характера, которые сам считал важнейшей частью своего творчества, вдохновленного чиновничьей карьерой [6, c. 419]. Бо Цзюйи служил при дворе с третьего по пятый год правления Танской династии под девизом Юаньхэ ( 元和 — «Великая гармония», 806–820). На десятом году правления Юаньхэ (851), после осуждения по обвинению в неправомерных вы- сказываниях, он был понижен до региональной должности и отправлен в трех- летнюю ссылку. «Принято считать, что жизнь и творчество Бо Цзюйи делится на два периода — до его ссылки в Цзянчжоу и после нее» [5, c. 17]. В его труде «Записки из дома отшельника в горах Лушань» указано точное время, когда он построил там свой скит — ровно в одиннадцатом году периода Юаньхэ, следовательно, второй год его ссылки. «В то же время он перестал пи- сать политические стихи, которые защищал прежде, и его взгляды на жизнь по- степенно склонялись к буддизму» [8, р. 394]. Наиболее сильное влияние на него оказал буддизм в последние годы жизни, когда он переехал в Лоян, где сформи- ровал группу буддийских монахов в храме Ароматных холмов. В свой ранний творческий период Бо Цзюйи критиковал некоторых сво- их современников за недостаточно сильную политическую позицию и считал, что стих должен быть инструментом управления и нравственности [8, р. 395]. В своих более поздних работах он изменил эту точку зрения. Романтические произведения приносят ему наибольшую известность. Среди них, без сомнения, наиболее ярко выделяются поэмы «Вечная печаль» ( 《长恨歌》 ), посвященная любви Сюаньцзуна и Ян Гуйфэй, и «Лютня» ( 《琵琶行》 ), вдохновленная встре- чей с певичкой, которая произвела на него сильное впечатление. Тема женской судьбы занимает важное место в поэзии Бо Цзюйи. «Лютня» написана во время его «грустного цзянчжоуского периода». «Сочувственное изображение женщи- ны вызвало и на этот раз гнев ревностных конфуцианцев. Известно ведь, что танский поэт Ду Му публично порицал Бо Цзюйи за его стихи о женщинах» [5, c. 19]. На протяжении большей части своей жизни Бо Цзюйи включал в свои сти- хи буддийские темы, мотивы, верования и описания практик. «Его сочинения и другие связанные источники раскрывают имена более сотни монахов, с кото- рыми он общался» [9, р. 31]. Среди буддийских патриархов школы Чань, у кото- рых он учился, были Синшань Вэйкуань ( 兴善惟宽 , 755–817) и Фогуан Жумань ( 佛光如满 , 752–842?), ученик Мацзу Дао-и ( 马祖道一 , 709–788) и др. Он также встретил другого известного последователя Мацзу, а именно Гуйцзуна Чжичана ( 归宗知常 ), с которым он познакомился во время своего назначения в Цзянчжоу ( 江州 ), провинцию Цзянси, недалеко от горы Лушань ( 庐山 ) [9, р. 34].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=