Проблемы литератур Дальнего Востока

118 Проблемы литератур Дальнего Востока в обобщающие символы [1, р. 417]. Лирика династии Тан изменилась как по фор- ме, так и по содержанию по сравнению со своими предшественниками, и про- изошло упрощение фразы и углубление поэтического смысла. В то же время до- стигает своего апогея концепция мелодики поэзии, которая достигается чере- дованием разных тонов на китайском языке и рифмованием (строк) [2, c. 255]. Таким образом, возникает так называемый новый стиль ( 近体诗 ) — пяти- или семизначные стихи со строгим ритмом и рифмой, что оказалось очень важным для пейзажной поэзии и «поэзии гор и вод», что приводит к «особенному слия- нию, растворению и даже взаимопорождению субъективного и природного под влиянием Учения о Непроницаемом и буддизма с его стремлением к пустоте ( кун )» [2, c. 257]. Эти черты, характерные для поэзии данной эпохи, можно найти в рассматриваемом здесь произведении, хотя оно и прозаического характера. После восстания Ань Лушаня в Китае возникли два основных и противо- положных поэтических движения: «Возвращение прозы к древнему стилю» ( 《古文运动》 ) и «Движение за обновление поэзии» («Новые юэфу », 《新乐府运 动》 ). К последнему направлению относятся Бо Цзюйи и его близкий друг, поэт Юань Чжэнь ( 元稹 , 779–831), с которым он работал в стиле подражания древ- ним стихам и песням юэфу. Этот стиль «получил в литературных кругах назва- ние “Юань-Бо” по фамильным иероглифам основателей» [4, c. 46]. В поэтической переписке между ними рождались памятные стихи, а кроме того, в письмах они выражали и некоторые важные взгляды на общественную роль художественного творчества. ПУТЬ БО ЦЗЮЙИ К ГОРЕ ЛУШАНЬ Бо Цзюйи (772–846), также известный под псевдонимом Лэтянь ( 乐天 ) 2 , ро- дился в городе Тайюань ( 太原 ), провинции Шаньси ( 山西 ). «Две идеи владели Бо Цзюйи с юных лет — поэзия и участие в государственном правлении» [5, c. 5]. Он сам был чиновного происхождения, воспитан в духе конфуцианства, но также интересовался даосизмом, а наибольшее влияние на него оказал буддизм. В 800 г. Бо Цзюйи сдал экзамены на степень цзиньши ( 进士 ) 3 , и тогда из эк- заменуемых он был самым молодым, но места в столице ему не находилось. Два года спустя он снова был в столице Чанъань и держал экзамен на должность в министерстве [4, c. 46]. В 808 г. наконец осуществилась его мечта об участии в государственном правлении. Он долго был чиновником и достиг высокого по- ста, в конце своей жизни стал губернатором провинции Хэнань, хотя его карьера была отмечена взлетами и падениями, ссылками и продвижением по службе. Бо Цзюйи также занимал скромные должности в разных местах страны—Сычуань, Чжэцзян и др. и недолго служил при дворе. 2  Лэтянь ( 乐天 , Радующийся Небу, Пора веселья); другой его псевдоним — Сяншань цзюй- ши ( 香山居士 , Ученый отшельник с Ароматной горы) [7, c. 642]. 3  Цзиньши — высшая ученая степень в системе государственных экзаменов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=