Проблемы литератур Дальнего Востока
117 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу КРАТКИЕ ЗАМЕТКИ О ПОЭЗИИ ДИНАСТИИ ТАН Династия Тан ( 唐朝 , 618–907) сменила недолговечную династию Суй ( 隋朝 , 581–618), что стало поворотным моментом в истории Китая. Великий личный авторитет второго танского императора Ли Шиминя ( 李世民 ), известного как Тайцзун ( 太宗 , 626–649) закрепил за династией право на престол и благодаря его фигуре с начала правления династии стал возвышаться и культ образования. Но время, когда танские поэты стали наиболее известными, связано с двумя други- ми правителями — императрицей У Хоу ( 武后 , 624–705), также известной как У Цзэтянь ( 武则天 ), и ее внуком — императором Сюаньцзуном (712–756, по- смертное имя Мин Хуан, 明皇 ). Славное правление Сюаньцзуна, один из самых плодотворных периодов в истории Китая, и 132-летний мир были нарушены восстанием Ань Лушаня ( 安禄山 ) [1, р. 291–308], связанным с драматической историей любви императора Сюаньцзуна и наложницы Ян Гуйфэй ( 杨贵妃 ), уве- ковеченной в поэзии. Этот мотив появляется и в творчестве Бо Цзюйи, в его по- эме «Вечная печаль» ( 《长恨歌》 ). Среди причин большого расцвета искусств при династии Тан были расши- рение контактов с иностранцами и интерес к иностранным религиям и обычаям [1, c. 325–326]. Так, влияние буддизма расширилось, проникли манихейство и зо- роастризм, в стране получили более широкое распространение ислам и христи- анство (в основном несторианство) наряду с древнекитайским даосизмом и кон- фуцианством. Но в конце династии Тан гонения, начавшиеся в 843 г., положили конец религиозной терпимости [1, р. 338]. В поэзии и прозе Бо Цзюйи просма- триваются следы влияний различных религий и учений, что возможно именно благодаря их широкому распространению в эту эпоху. Эпоха династии Тан считается преимущественно романтической [1, р. 342]. Стихи написаны высоколитературным языком, включающим большое коли- чество идиом, происходящих из более старых произведений. Эта элитарность в языке присуща почти всем авторам эпохи, но Бо Цзюйи — исключение, он вы- деляется на общем фоне. В отличие от общей тенденции, он настаивал на том, чтобы писать языком понятным, а по преданию, даже давал свои сочинения сво- ей няне, и если она не могла их понять, то переделывал их. Некоторые из самых известных поэтов Китая родились и писали во времена династии Тан. Незадолго до Бо Цзюйи творят Ли Бо ( 李白 , 701–762), Ду Фу ( 杜 甫 , 712–770), Мэн Хаожань ( 孟浩然 , 689–740), Ван Вэй ( 王维 , 701–761) и многие другие. Бо Цзюйи считается принадлежащим к следующему поколению поэтов, из которых самый известный прозаик данной эпохи — Хань Юй ( 韩愈 , 768–824). Количество стихов династии Тан, сохранившихся до наших дней, превышает 48 000, а имена известных нам поэтов — более 2000 1 . В поэзии Тан чувства и на- строения часто передаются через образы природы, которые иногда переходят 1 Некоторые из лучших стихов эпохи Тан были собраны и опубликованы в начале XVII века в виде Полного собрания стихов эпохи Тан 全唐诗 , содержащего 48 900 стихов 2300 авто- ров [3, c. 205].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=