Проблемы литератур Дальнего Востока
109 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу В китайской традиционной теории о человеческой природе чувства обычно рассматриваются в качестве негативного фактора влияния на человеческую при- роду, поэтому данная теория придерживается принципов «умеренности в чув- ствах» или «бесчувственности» [19, с. 467–479]. В древности люди часто разде- ляли чувственность на два типа: чувственность, которая является внешним про- явлением человеческой природы, и чувственность, во многом подвергающаяся воздействию посторонних вещей и перетекающая в желания, как было сказано в трактате «Сюнь-цзы» (глава «Исправление имен»): «Совокупно с [физическим телом] рождаются чувства, доброта, злость, счастье, гнев, печаль, радость — все это называется чувствами» [20, с. 412]. Ханьский философ Дун Чжуншу при по- мощи логического толкования космологии и принципов нравственности разъ- яснил чувственность, разделив ее на два типа: принадлежность к янской энергии и добродетельности и иньской энергии и порочным желаниям. Ли Ао, идеолог «движения за возвращение к древнему литературному стилю», написал «Книгу о возвращении к [индивидуальной] природе» и так- же полагал, что «радость и гнев, печаль и страх, любовь и ненависть, пороч- ное желание — все эти семь [наименований] являются проявлениями чувств», и «причина, по которой люди склонны быть плохими, в том, что чувства вносят беспорядок в природу человека». «[Если] чувственность не выполняет [своей] роли, то природа человека может естественным образом обогащаться и прояв- ляться» [21, с. 6433] — в этой фразе он ратует за контроль своих желаний путем восстановления человеческой природы. Но «чувственность» в творчестве Бо Цзюйи — это не только объект контроля, но и основа его поэзии, способная рас- трогать человеческие сердца. Поэтому Бо Цзюйи утвердил естественность и из- начальную природу объектов чувственности, в его стихотворении «Софора во дворе»: «В человеческой жизни есть чувства; случайно встречаясь с чем-то, не избежишь мыслей об этом» [5, с. 211]. На этом основании человеческие чувства, подвергаясь взаимному влиянию, могут складываться в симпатию, «верх и низ уподобляются друг другу и соединяются в одном дыхании; печаль и наслаждение сливаются воедино, и сотни замыслов обретают возвышенную ясность», таким образом в Поднебесной может быть достигнута гармония. Поэтому чувствен- ность в поэзии Бо Цзюйи — это не абстрактная теория об изначальности чело- веческой природы, а естественная чувственность, присущая ранней конфуциан- ской поэтической традиции. «Основа поэзии — в чувственности» — эта концепция, бесспорно, проис- текает из конфуцианской лирической идеи «чувства находятся в сердце и фор- мируются в слова», однако конфуцианская чувственность непременно должна иметь ориентацию на добродетельность. В «Книге истории» (глава «Шунь дянь») сказано: «Поэзия говорит о заветных стремлениях» [22, с. 276]. В «Беседах и суж- дениях» (глава «Ли жэнь») сказано: «Благородный муж имеет стремление к исти- не» [23, с. 5367]. «Стремление», имеющее чувственную и идеологическую направ- ленность, должно соответствовать доктрине конфуцианского учения. Однако после литературной эпохи, начиная с периода правления династий Вэй и Цзинь,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=