Проблемы литератур Дальнего Востока

106 Проблемы литератур Дальнего Востока жами. В «Мэн-цзы» (глава «Тэнский Вэнь-гун. Часть вторая») сказано: «В “Вёс- нах и осенях” описываются деяния Сынов Неба — правителей Поднебесной. Вот почему Конфуций сказал: “Пусть же поразмыслят над ‘Вёснами и осенями’ те, кто знает меня! Пусть же поразмыслят над ‘Вёснами и осенями’ и те, кто обви- няет меня!”» [6, с. 2714]. В разделе «Яо» книги «И чжуань», которая была рас- копана в месте Мавандуй в 70-х годах прошлого века, говорится: «Последующие поколения ученых сомневались в Конфуции или же руководствовались “Книгой перемен”? Я взываю к их добродетели и только, я иду с шаманами по одному пути, но возвращаемся [мы] в разные [места]» [13, с. 118]. В «Исторических запи- сках» (глава «Жизнеописание Конфуция») отмечается то, что в свои преклонные годы Конфуций занимался составлением «И чуаня» и компилированием «Вёсен и осеней», вся эта информация указывает на то, что доциньские ученые и кон- фуцианцы основными каноническими трудами считали «Книгу песен», «Кни- гу истории», «Книгу ритуалов» и «Книгу музыки». К тому же полагается, что «И чуань» и «Вёсны и осени» — труды, созданные Конфуцием на склоне лет, ког- да он был беден и черпал ресурсы духовной культуры у шаманов, создавал идеи и реконструировал систему поведения высоконравственного человека. «После- довательность Шестикнижия», возглавляемая «Книгой песен», подчеркивает разную направленность церемониально-музыкального воспитания. Каноноведение эпохи Хань придает особое значение «Чжоу И» и «Вёснам и осеням», которые служили основой концепции взаимодействия человека и Неба, а в политической сфере также помогали вычислять бедствия и счастли- вые предзнаменования, что называется «то, что служит связью пути Неба и чело- века есть не что иное, как “Чжоу И” и “Вёсны и осени”» [14, с. 3194–3195], «“Чжоу И” и “Вёсны и осени” означают путь Неба и человека [14, с. 986]». Лю Сян и его сын сверяли тексты книг и затем расположили их в следующем историческом порядке — «Книга песен», «Книга истории», «Книга ритуалов», «Книга музыки» и «Вёсны и осени»; в «Фаяни» Ян Сюна, в библиографическом разделе «Ханьшу», «Жизнеописаниях конфуцианцев» и официальном каноноведении более позд- них эпох сохранилась именно такая последовательность. «Последовательность Шестикнижия», возглавляемая «Книгой песен», подчеркивает внешние нормы и порядок вселенной и исторического процесса. Со времен правления династии Восточная Хань знать, опору которой со- ставляли кланы, придавала большое значение сыновней почтительности, считая «Канон сыновней почтительности» и «Вёсны и осени» великими канонически- ми книгами. К примеру, Чжэн Сюань, ученый-конфуцианец периода Восточной Хань, в своем труде «Рассуждения о шести искусствах» полагает: «Конфуций при помощи “шести искусств” указывал на разницу в [их] названии, суть содержа- ния [также] была отлична; он боялся, что истинный путь [конфуцианского уче- ния] рассеется и последующие поколения не будут знать о [его] истоках, поэтому написал “Канон сыновней почтительности”, чтобы сделать [его] основой [уче- ния] [15, с. 2539]». Ввиду этого «Канон сыновней почтительности» впоследствии возглавил «Шестикнижие». Эта «последовательность Шестикнижия» подчерки-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=