Проблемы литератур Дальнего Востока

104 Проблемы литератур Дальнего Востока хотворный цикл «Новые юэфу», созданный Бо Цзюйи, фактически расширил движение за возвращение к древнему литературному стилю и распространил его на поэтическую сферу, что стало естественным развитием этого движения. Однако древняя танская поэзия включала в себя также и принципы стихосложения, основанные на апеллиро- вании к классическому стилю и присущие более ранним литераторам — Ли Бо и Чэнь Цзыану, поэтому творческий характер цикла «Новые юэфу» Бо Цзюйи не был замечен современниками. В действительности главной целью творчества Бо Цзюйи было ре- формирование популярных народных песен того времени, оно сильно отличается от преобразований Ли Бо и Чэнь Цзыана, а также от поэзии ученого сословия, которые копировали стихотворения на бумаге со времени правления царств Ци и Лян. Цен- ность и степень влияния его творчества могут быть еще выше [8, с. 121]. Поскольку идеологическая основа движения за возвращение к древнему литературному стилю заключается в возвышении духовных традиций конфу- цианского учения и его преемственности, о чем у Чэнь Инькэ говорится: «[их] произведения оживили [пришедший] в упадок [литературный стиль] восьми по- колений, [распространение ими] конфуцианских [идей] принесло пользу осла- бевшей Поднебесной» (цит. по: [9, с. 509]), а поэзия Бо Цзюйи в рамках «Новых юэфу » воспринимается как расширение движения за возвращение к древнему литературному стилю, необходимо ли пересмотреть содержащуюся в его твор- честве идеологическую ценность, которая «может быть еще выше»? Следует ли утвердить место поэзии Бо Цзюйи в радикальных изменениях культурной сфе- ры, происходивших в середине правления Танской династии? 2. ИСТОКИ КОНФУЦИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БО ЦЗЮЙИ Наиболее исследовательская конфуцианская мысль Бо Цзюйи — это его тео- рия поэзии и практика, основанные на «Книге песен», а «Письмо к Юань Чжэню» представляет собой наиболее систематизированное изложение теории. В нем он пишет: Слово «вэнъ» — «узор», «украшение» — имеет древнюю историю. Все три Великих Начала обладают своим узором: солнце, луна и звезды — это украшение Неба, пять первоэлементов — это узор Земли, «Шесть канонов» — это украшение людей. Среди канонов же главным следует признать «Книгу песен». Почему? Потому что мудрецы приводят Поднебесную к миру, воздействуя на человеческие сердца. Из того, что спо- собно трогать человеческое сердце, самое первое — чувство, самое главное — слово, самое сильное — музыка, самое глубокое — смысл. В чувстве — корень стихов, в сло- вах — ростки, в мелодии — цветы, в смысле — плоды. Поднимемся ли до мудрецов, опустимся ли до невежд, возьмем ли таких глупышей, как поросята и рыбы, такую чертовщину, как демоны и духи, — увидим, что при всем несходстве они едины душой, при всем различии форм едины в чувствах, и поэтому никогда не бывает, чтобы звук остался без отклика, а чувство — без ответа. Мудрецы знали, что это так. Речи они разделили на шесть родов, в мелодии выделили пять звуков. Звуки образуют рифмы, роды делятся на виды. Когда рифмы согласованы,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=