Проблемы литератур Дальнего Востока
103 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу С точки зрения Бо Цзюйи, «Аллегорическая поэзия» и стихи «На досуге», которые не нравились современникам, на самом деле являются его уникаль- ным способом выражения принципов конфуцианского учения. Фраза «В бедно- сти — совершенствуй себя, в достатке — облагодетельствуй Поднебесную» взята из трактата «Мэн-цзы» (глава «Цзинь синь. Часть первая») и означает поведение ученого-конфуцианца, который «беден, но не теряет своей добродетельности, и, достигая [своих] целей, не сходит с пути дао» [6, с. 6016]. «Великий муж» также берется из «Мэн-цзы» (глава «Тэнский Вэнь-гун. Часть вторая») и является еще одним изложением слов «бедность» и «достаток». Там же было сказано: «Живи в просторном жилье Поднебесной так, чтоб тебе было со всеми просторно, становись в ней на надлежащее для тебя место и ступай по ее великому пути. Удадутся тебе твои стремления — следуй им на пользу народу, а если нет — все равно следуй один по должному пути. Великим мужем называют того, кого не со- вращают ни богатство, ни знатность; кого не сдвинут в сторону ни бедность, ни презрение; кого не заставят согнуть спину ни величие, ни воинственные угрозы» [6, с. 5894]. Поэтому, несмотря на то что Бо Цзюйи, в отличие от Хань Юя, не ис- пользует термины «гуманность и справедливость» для разъяснения принципов конфуцианства [7, с. 1], он тем не менее обозначает преемственность конфуциан- ского учения, переходящую от «Мэн-цзы», и сознательно реализует это в своем поэтическом творчестве и нравственном совершенствовании. Именно «Алле- горическая поэзия» и стихи «На досуге» наполнены размышлениями Бо Цзюйи о политике, обществе и человеческой жизни и содержат отчетливую литера- турную и идеологическую новаторскую позицию, отражающую сильное жела- ние радикальных изменений. Поэтому, по всей видимости, мы не может просто предположить, что в творчестве Бо Цзюйи и его позиции отсутствует характер идеологических изысканий или что ему не хватает осознанности в отношении конфуцианской доктрины. Если мы сфокусируем свое внимание на творчестве Бо Цзюйи и Юань Чжэ- ня в рамках движения за «Новые юэфу », то отметим, что как с точки зрения ли- тературных инноваций, так и с точки зрения идеологических концепций, оно образует тенденцию, перекликающуюся с этим движением. В связи с этим г-н Чэнь Инькэ уже давно в своем труде «Наброски комментариев и исследований к поэзии Бо Цзюйи и Юань Чжэня» объяснил: В стихотворном цикле «Новые юэфу» под авторством Бо Цзюйи «Книга песен» в пере- даче Мао Хэна, старые юэфу и поэзия Ду Фу использовались в качестве системы для совершенствования популярных в то время народных песен. Фактически в годы Чжэ- ньюань (785–805) и Юаньхэ (806–820) во время движения за возвращение к древнему литературному стилю такие выдающиеся литераторы, как Хань Юй, Юань Вэйчжи и им подобные, использовали стиль «Исторических записок» и «Цзо-чжуаня», чтобы создавать «Повествование о Мао Ине», «Предисловие к куплетам Ши Дина», «Повесть об Ин Ин» и другие новеллы, и в этом их намерения и применяемые методы соответ- ствовали друг другу. Разница заключалась лишь в том, что одни творили в области написания новелл, другие же — исключительно в сфере поэзии. Иными словами, сти-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=