Проблемы литератур Дальнего Востока
101 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу 1. БО ЦЗЮЙИ И РАДИКАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ В СЕРЕДИНЕ ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ ТАН Будь то японские ученые Наито Конан и Миядзаки Ичисада, выдвинувшие «теорию о коренных преобразованиях в эпохи Тан и Сун» [1], или же Юй Инши, предложивший недавно «теорию о четырех прорывах» [2, с. 1–23], — все они по- лагают, что во времена династий Тан и Сун китайское общество, культура и иде- ология претерпевают значительные изменения. Китай прощается с периодом древности и входит в так называемое «новое время», а поворотным моментом перехода как раз и являются эпохи Тан и Сун. Чэнь Лай в своем труде «Неокон- фуцианство» резюмирует и комментирует этот поворотный момент: В сфере культуры в середине правления Танской династии обозначились три основные тенденции — новое движение школы чань-буддизма (начатое Хуэйнэном, шестым па- триархом этой школы), движение за новый литературный стиль (движение за возвра- щение в прозе к древнему стилю гувэнь), движение за преобразование конфуцианского учения (Хань Юй, Ли Ао). Эти три движения послужили стимулом для нового раз- вития китайской культуры. <…> Религиозные реформы, возрождение древнего лите- ратурного стиля и реконструкция конфуцианства в области идеологии и культуры, бесспорно, обозначили культурный ландшафт, соответствующий новой эпохе. <…> Ее основная суть заключается в светскости, простонародности и рациональности [3, с. 8–9]. Можно сказать, что движение за возвращение к древнему литературному стилю и движение за преобразование конфуцианского учения неотделимы друг от друга: Хань Юй, Лю Цзунъюань, Ли Ао и др. последующими поколениями рассматривались в качестве провозвестников радикальных идеологических из- менений, происходивших в эпохи Тан и Сун. Они по-новому интерпретировали сущность ортодоксального конфуцианства и теорию синмин о внутренней при- роде и жизненности человека. Чэнь Жошуй в своей монографии «Ученые тан- ской эпохи и трансформация китайской идеологии» полагает: С одной стороны, движение за возвращение к древнему литературному стилю подраз- умевало реформирование стиля письменных трудов, с другой — оно имело более глу- бокий идеологический подтекст. Многие представители этого движения выступали за написание сочинений в соответствии с принципами классических произведений ли- тературы, а некоторые из них прямо пропагандировали доктринальные основы кон- фуцианского учения и даже проводили идеологические изыскания с позиций конфуци- анства. Вне всякого сомнения, движение за возвращение к древнему литературному стилю стало основой подъема конфуцианского учения в середине правления Танской династии [4, с. 4]. В то же время Бо Цзюйи и Юань Чжэнь в поэтических кругах возглавили движение за «Новые юэфу », воплотившее конфуцианские идеалы, однако по- следующие поколения не включили их имена в родословную идеологических
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=