Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2
Секция 5 • Panel 5 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 296 записанных на листе. Если на листе записывается одно стихотворение, оно записывается в четыре вертикальных строки, если на странице записываются два или три стихотворения, они записываются в три строки. Если на листе записано большее количество стихотворений, то они записываются в две строки. При большом количестве стихотворений также возможна запись в одну строку. При записи стихотворения в четыре строки (запись одного стихотворения на листе бумаги) вступает в силу традиция, существующая в данной поэтической школе, трактаты говорят только о количестве знаков в последней строке (три строки и три знака — по трактату Киёсукэ, с чем согласны почти все последу- ющие авторы, или три строки и пять знаков для школы Асукаи 1 ). За редким исключением все тексты, в которых говорится о записи стихот- ворений, отмечают особенности женской записи. Женская запись отличается от мужской и в части дополнительной информации, и по записи самого сти- хотворения, и по выбору бумаги для записи. Относительно «информационной» части ( хасидзукури и имя) тексты в основном сходятся на том, что эта часть в женской записи отсутствует. Фудзивара-но Киёсукэ, который уделяет основное внимание записи обсто- ятельств сочинения стихотворения и имени автора, женской записи посвящает всего одну фразу: «Женские песни: не пишутся ни тема, ни знаки имени» 2 . В тексте «Тикуэнсё» есть и фраза о том, что женщины пишут только личное имя, и, чуть дальше, что женщины имени не пишут 3 . «Гухисё» говорит о том, что на женских кайси т ема не пишется. И «сочинено — столько-то песен» тоже не следует писать. «Если стихот- ворение включается в императорскую антологию, то имя следует писать как „чья-то дочь“ или „чья-то мать“. Чтобы было ясно, что это дочь или мать кого-то из известного рода. Если это не так, то пишется только личное имя» 4 . 1 В тексте «Сётэцу моногатари» говорится: «Масацунэ был учеником Тэйка, так что его потомки из поколения в поколение все являются учениками школы Нидзё, это ясно. Отличительной чертой дома Масацунэ является только то, что на официальных приемах, записывая стихотворения на листах бумаги, они пишут три строки и потом еще пять знаков. Кроме этого у них все то же, что и у дома Нидзё» (Камо-но Тёмэй. Записки без названия. Беседы с Сётэцу / Пер. М. Торопыгиной. СПб.: Гиперион, 2015. С. 248). 2 Фукуро соси. С. 10. 3 Тикуэнсё. С. 421–424. 4 Гухисё. С. 309.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=