Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2

Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 265 поэтому корейской Миссии пришлось вернуть те богослужебные книги на китайском языке, которые были взяты в пользование у Пекинской духовной миссии для перевода их на корейский язык, что было проще, чем переводить на корейский с русского. Последующие события, развернувшиеся на Восточно-Азиатском геополити- ческом пространстве также отразились на деятельности Миссии. Так, Русско- японская война предопределила временное закрытие миссии в 1905–1905 гг. По словам автора, даже в начале 1904 г. миссионеры, которые вели тихую жизнь в Корее, не могли себе представить, что «маленькая нейтральная Корея, бывшая, правда, объектом политических распрей и интриг среди враждо- вавших стран, сделалась ареной враждующих лагерей; им думалось, что все политические шероховатости, создавшиеся на Дальнем Востоке за последние три-четыре года, пройдут сами собой, сгладятся …» 1 После высадки японских войск в Корее страну объявили на военном положении и объявили о выселении всех русских, вследствие чего Миссия прекратила свою работу и священники выехали в Китай, а зачем — в Россию. Сожаление звучит в описании автором положения Миссии после русско-японской войны. Несмотря на то, что в 1906 г. Миссия вновь была открыта, «что касается русского влияния, то теперь о нем, конечно, не могло быть и речи. Все, что раньше исходило из России и русских исчезло окончательно. Мало того, самое имя русского человека стало поноше- нием… не только среди японцев, но и среди местного туземного населения, перевернувшегося в сторону Японии…» 2 . В период 1906–1917 гг. жизнь Миссии протекала спокойно, все шло своим чередом: к 1910 г. богослужения были переведены на корейский язык, богослужебные книги — также, но они не были отпечатаны, за недостатком денежных средств, попытки открыть в Сеуле первый православный храм- памятник Русско-японской войне оказались безуспешными, домовая цер- ковь миссии ютилась в здании миссионерской школы, зато было учреждено несколько миссионерских станов за пределами столицы. Не очень успешной, но мерный ход жизни Миссии нарушил революционный 1917 г., совпавший по времени с переходом управления Миссией в руки иеромонаха о. Палладия (Селецкого). Последний, по словам автора, попытался воспользоваться общим революционным настроением, распространившимся, как выясняется, в цер- ковных кругах не только российской части Дальнего Востока, на и в Корее, и утроить «мини-революцию», поломав устоявшийся порядок в Миссии вещей и отвергнув авторитет вышестоящей иерархии (Владивостокской епархии и епископа Павла), в среде православного населения Кореи. Свои впечатления автор описал так: «Вот, думаю, заварилась всероссийская «каша»! 1 Там же. С. 56. 2 Там же. С. 63.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=