Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2

Секция 5 • Panel 5 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 254 Известны и ерɵɵлы-благопожелания, написанные современными авторами. В них прослеживается тесная связь праздника с мифом и ритуалом. На Цагаан Сар, например, за праздничным столом, на котором стоят ритуальные блюда, принято восхвалять пять видов добродетельного скота, гостеприимный дом хозяина, его супругу и детей, желать всем богатства и благополучия. Хуур ятга шиг эгшиглэнтэй Хурга ишгийнхээ дуугаар Хувьтай жилийн хишгийг Хурайлан дуудахыг ерɵɵё ! Хувин дүүрэн бялхуулсан Хулхан уурагт сүүгээр Хунтай нуур шиг арвин Хутгаа нэмэхийг ерɵɵё! 1 Желаю призываю добродетели Счастливого года Голосами ягнят и козлят, Подобными звукам хура 2 и ятага! 3 Желаю приумножения благополучия, Изобильного, словно озеро с лебедями, Чашами жирного молока, Ведрами, полными до краев! Последовательное описание национального новогоднего ритуала как объективного пространства праздника представляет в своем стихотворении «Цагаан сар — сүлд сар» 4 Д. Бямбадорж, имеющий официальный титул Великого государственного шамана. Роль человека в праздничном ритуале строго определена традицией и меняется лишь в зависимости от возраста. В младенчестве ребенка целуют, ласкают во время поздравления, в детстве дарят подарки, приглашают к участию в праздничных играх, в юности он уже сам здоровается со старшими, расправив рукава дээли 5 , в среднем возрасте сидя на хойморе 6 , приветствует гостей, в старости принимает поздравления от своих младших родственников. 1 Бадраа Ж . Цагаан сарын ерɵɵл. Шүлгийн чуулган. УБ., 2003. Х. 58. 2 Хуур — смычковый музыкальный инструмент. 3 Ятаг — четырнадцатиструнный музыкальный инструмент. 4 Бямбадорж Д. Цагаан сар-сүлд сар. М ɵ нх тэнгэрийн ɵчил. УБ., 2014. Х.140. 5 Дээль — монгольская национальная одежда. 6 Хоймор — северная почетная сторона в юрте.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=