Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2
Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 251 календарный, семейный, профессиональный, религиозный или гражданский, вписан в определенную этническую среду, функционирует в ее культурной традиции и соответственно несет на себе ее специфические черты. Эта спец- ифика зависит прежде всего от доминирующего хозяйственно-культурного типа и уровня социального развития данной эпохи, а также от религиозно-мифологи- ческих традиций, особенностей народного искусства и фольклора, национальной кухни, одежды и видов спорта, которые насыщают бытовыми деталями любой из праздников всех вышеперечисленных категорий», —отмечает Н. Л.Жуковская 1 . Культурная семантика праздника чрезвычайно многообразна. Ее можно осмыслять в контексте истории разных национальных и этнических культур, а также анализировать в литературно-художественном аспекте. Национальные праздники, отмечаемые монголами, как и праздники других народов, делятся на календарные, семейные, гражданские, религиозные. Но не все они в равной степени привязаны к традиционной культуре. Здесь можно выделить праздники календарные с их устойчивой обрядностью и функцией передачи и консервации национальной самобытности. Календарные праздники монгольских народов приурочены к смене времен года. На стыке зимы и весны отмечается Новый год по лунному календарю или Цагаан сар. На русский язык переводится как Белый месяц. «Этнологи дают различные объяснения этому названию. Некоторые считают, что во время Лунного Нового года монголы едят много молочных продуктов. Другие же ученые говорят, что это слово подразумевает белый цвет как символ счастья и доверия», — пишет Л. Г.Скородумова 2 . В праздновании Цагаан сар-а выделяются три этапа: канун, первый день Нового года и весь остальной месяц. Каждый этап сопровождается строго опре- деленными ритуалами, обрядами, магическими действиями. Особое внимание уделяется новогоднему угощению. В каждом доме или юрте на столе непре- менно должны быть в изобилии мясные и молочные блюда: вареная баранина и, прежде всего крестец, баранья голова, пельмени, сваренные на пару (бууз), пенки (ɵрɵм ), сухой творог ( ааруул ), молочная водка (архи), кумыс (айраг ). Обилие новогоднего пира призвано магически повлиять на благосостояние скотовода в начавшемся году 3 . Другим не менее важным календарным праздником у монголов считается надом (наадам , эрийн гурван наадам — три игрища мужей). Он проходит обычно в июле и, в соответствии с лунным календарем, знаменует собой начало 1 Жуковская Н. Л . Кочевники Монголии. Культура, традиции, символика. М., 2002. С. 60. 2 Скородумова Л. Г. Обычаи монгольского народа. УБ., 2006. С. 37. 3 См. подробно: Жуковская Н. Л. Кочевники Монголии. Культура, традиции, сим- волика. М., 2002. С. 62.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=