Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2

Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 247 которые произошли в жизни кхмерского общества. Кроме традиционного противопоставления богатых бедным они говорят о реальных проблемах, таких как трудная жизнь сирот в современной Камбодже, коррупция, проституция, наркомания и тд. В конце двадцатого века в произведениях появляется тема иммиграции в США , Австралию (страны, в которых в настоящее время суще- ствуют значительные кхмерские диаспоры) илиЮжнуюКорею. Стоит отметить, что авторы часто упоминают корейские фильмы, а также, говоря о красоте геро- инь, сравнивают их с кореянками. Последнее связано с тем, что современная массовая культура Южной Кореи (музыка, видеоклипы, кинематограф, теле- видение) оказывает большое влияние на культуру странЮго-Восточной Азии. Кхмерская литература всегда была подвержена сильному влиянию религии. Современная литература продолжает эту традицию. Так в современных рома- нах в той или иной форме присутствуют образы монахов — аскетов — носи- телей традиционных буддийских ценностей, чьи слова всегда справедливы и не подвергаются сомнению. Часто в произведениях упоминаются молитвы героев и религиозные ритуалы. Система персонажей в современном кхмерском романе Система персонажей современного литературного произведения, также как и другие его элементы, претерпела некоторые изменения. Главные герой был традиционно лишен любых недостатков, всегда поступал правильно и с досто- инством принимал все испытания, выпавшие на его долю. «Правильность» поведения в данном случае подразумевает покорность судьбе. Герои романов двадцатого века пассивны, они не противостоят трудностям, но принимают их. Характер такого героя статичен, он не меняется, оставаясь идеальным от начала и до конца произведения. Персонажи не проходят этапов нравствен- ного становления. Авторы изначально делают их идеальными, в соответствии с кхмерской средневековой традицией и нормами буддизма хинаяны. В современных произведениях сохраняется образ героя-сироты, он остается главным героем романа. Однако авторы пытаются «оживить» своих персона- жей, наделить их чертами характера, свойственными живому человеку, а не идеальному герою. Авторы дают положительным персонажам право на ошибку. То же можно отнести и к традиционному образу героини кхмерского художественного произведения. Образ идеальной кхмерской девушки был сформирован еще в литературе среднего периода. Важную роль в этом процесс сыграли сборники «Cbap srej» 1 («Правила для женщин»), в которых были про- писаны все правила поведения, которые следовали неукоснительно соблюдать. Можно сказать, что к моменту появления первых прозаических произведения 1 Cbap — особый жанр в средневековой литературе Камбоджи. Это небольшие по объему наставления, написанные в стихотворной форме.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=