Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2
Секция 5 • Panel 5 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 246 С момента появления в Камбодже первых прозаических произведений одной из основных сюжетных линий являлась любовная история. Традици- онно этот сюжет развивался по стандартной схеме. Главные герой был беднее своей возлюбленной и именно поэтому ее семья не давала согласие на брак. В финале произведения влюбленные воссоединялись. Любовная история в кхмерском романе также выполняла дидактическую функцию. На примере персонажей романов авторы демонстрировали идеальные взаимоотношения, которые соответствовали кхмерской традиции. Особое внимание уделялось вер- ности, преданности и следованию традициями.В произведениях современных авторов сохраняется модель идеальных отношений, хотя развитие любовной линии происходит не по традиционной схеме. Авторы практически исключают мотив социального неравенства в любовной линии, используя другие средства создания сюжета. Еще один традиционный мотив, который сохраняется современном романе — приключенческий. Встречи с бандитами, перестрелки и похище- ния присутствуют в подавляющем большинстве кхмерских романов, начиная с «Пайлинской розы» — первого прозаического произведения. Традиционно в столкновение с преступниками вступает главный герой произведения. Важную роль в произведениях современной литературы играет тема семьи. Это традиционный мотив для всей прозаической кхмерской литературы в целом. Необходимо отметить, что очень часто авторы описывают неполные семьи, где жив только один из родителей. Также эти семьи гораздо более малочисленны, чем это бывает в реальной жизни. В текстах произведений практически не упо- минаются многочисленные родственники, которые составляют традиционную кхмерскую семью и обычно принимают живое участие во всех семейных делах. Мотив неполной семьи раскрывается по-разному. Это может быть семья, в которой умер отец, или же мать-одиночка, которую бросил возлюбленный. Образ умершего отца имеет всего две вариации: добрый и хороший человек, который умер, но оставил теплые воспоминания или же человек, который вел разгульный образ жизни и не заботился о своей семье. Часто в произведениях фигурирует мужчина, который бросил девушку, воспользовавшись ее наивно- стью. Авторы пытаются показать тяжелую жизнь таких женщин, постоянно подвергающихся осуждению и насмешкам со стороны окружающих. Родители выступают в роли нравственных ориентиров героев современных произведений. При этом, мотив семьи в современной литературе претерпел некоторые изменения. Например, из системы персонажей практически полно- стью исчез образ деспотичной матери, которая выдает свою дочь замуж, не спросив ее согласия. Первые кхмерские прозаики писали о жизни общества и его проблемах. Современные авторы продолжают эту традицию, однако круг проблем, которые они рассматривают существенно расширился, следуя за теми изменениями,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=